http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0f5bab87-fcdb-4b69-adf2-49f66ab67d9b&print=1© 2024 Российская академия наук
Конструктивным "сухим остатком" саммита стало одобрение ряда коммюнике по борьбе с терроризмом и подписание коммюнике о "глобальной энергетической безопасности". Последнюю тему предложила Россия, поэтому соглашение по ней ощутимо повысило значимость всего мероприятия. Среди прочего важно то, что стороны подчеркнули необходимость создания условий, при которых иностранные "компании имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы" в странах "большой восьмерки".
Видимо, вспоминая о недавнем провале сделки "Северстали" с Arcelor, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко выразил надежду, что положение в итоговом документе по этому вопросу будет играть позитивную роль для российских компаний, которые уже достаточно самостоятельны, чтобы участвовать в активах других компаний.
Несмотря на "сопутствующие сложности" в выходе на индустриально развитые рынки, российские компании готовы продолжать эту работу. Символично, что успешное сотрудничество происходит именно в энергетической отрасли. Примером этому могут служить недавние сделки по приобретению акционерных долей в зарубежных энергетических активах "Газпромом" и "Интерросом".
Перед саммитом регулирующие органы США одобрили сделку по приобретению 35 процентов акций ведущего североамериканского производителя оборудования для водородной энергетики Plug Power российской компанией Smart Hydrogen.
По словам первого заместителя председателя думского Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, с подачи России на Санкт-Петербургском саммите "положено начало прощанию с политикой "энергетического эгоизма". По его мнению, "далеко идущие последствия будет иметь также четко выраженное "восьмеркой" намерение поддержать развитие альтернативных источников энергии, в том числе, так называемых водородных технологий".
Депутат также напомнил о прогнозе Джорджа Буша, предположившего, что через 20 лет участники нынешней "молодежной восьмерки" будут ездить на водородных автомобилях. "Прогноз вполне может сбыться, - подытожил Слуцкий. - Особенно перспективным стоит называть совместный "водородный" проект компании "Интеррос" и РАН, объединяющий фундаментальные наработки российской науки с внедренческим потенциалом специально приобретенной в США крупной венчурной фирмы".
Комментируя сделку Smart Hydrogen, представляющего интересы ХК "Интеррос" и ГМК "Норильский никель" с Plug Power, вице-спикер Государственной Думы Владимир Пехтин отметил, что внедрение водородной энергетики даст дополнительный импульс в решении проблем, связанных с охраной окружающей среды и позволит эффективнее развивать более экологически чистые, устойчивые и рентабельные энергетические системы. Он также выразил уверенность в том, что энергетика XXI века "будет в значительной мере связана с альтернативными - прежде всего с водородными - технологиями", что зафиксировано в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита "большой восьмерки". Сами понятия - "водородная энергетика" и даже "водородная экономика" неоднократно упоминаются в декларации "восьмерки". Вице-спикер высказал мнение о необходимости активизации усилий государства и общества для того, чтобы не остаться на "обочине прогресса".
Для "Интерроса" сделка с Plug Power стала продолжением стратегии инновационных разработок в области получения альтернативных источников энергии на основе водорода. В ноябре 2003 года ГМК "Норильский никель" подписала соглашение с Российской академией наук о финансировании разработок в области водородной энергетики и топливных элементов. Объем финансирования составил 120 миллионов долларов в течение 3 лет.
В начале 2005 года ГМК "Норильский никель" учредила Национальную инновационную компанию "Новые энергетические проекты" (НЭП), основной задачей которой является разработка опытно-промышленных технологий производства топливных элементов и водородных электрохимических генераторов на их основе.