http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0f9725ef-14c1-429f-be1d-7c4ea35fcdd8&print=1© 2024 Российская академия наук
Владимир Николаевич, одной из причин кризиса системы образования считается невостребованность знаний обществом. В конце 1990-х гг. квалификация и диплом давали возможность получить неплохую работу, и получалось, что сфера высшего образования и рынок труда кооперировались, помогая друг другу. К 2005 г. на смену кооперации пришла конкуренция.
Как вы считаете, действительно ли это блокирует позитивные сдвиги в образовательном процессе, насколько верна такая оценка?
Я бы не сказал, что ситуация столь трагична и безнадежна. Мне кажется, что кризис миновал, и мы начинаем постепенно выходить из той потенциальной ямы, в которую попали в результате не продуманных экономических преобразований и их последствий. Ситуация меняется к лучшему, показателем этого является потребность в хорошо подготовленных специалистах. Это, прежде всего, инженерные специальности и высокие технологии. Есть недостаток специалистов по информационным технологиям, например, у нас, в Санкт-Петербурге, их просто рвут на части. Необходимы хорошо подготовленные выпускники, реально готовые к работе, которых не надо переучивать, которые сразу вписываются в деятельность учреждения. Вот в этом основная проблема. На сегодняшний день есть примеры взаимодействия работодателей и университетов, в результате которых появилась возможность совместно формулировать предложения и выбирать вариант программ подготовки, позволяющих выпускнику вписаться в деятельность компании. Ряд предприятий уже готовы оплачивать эту работу. Процесс этот идет, может быть, медленнее, чем нам хотелось бы, но он реально существует.
Да, действительно есть ряд специальностей, по которым подготовка ведется не только в крупных государственных университетах, где имеются научные школы и традиции. Появилось очень много и частных университетов. Это фантастическая история середины 90-х годов, когда вдруг все вузы стали университетами. Одной из причин этого было желание открыть факультеты менеджмента, юриспруденции и экономики, позволяющих получить платных студентов и, таким образом, выйти из кризиса. Это было сделано не от хорошей жизни: гораздо приятнее заниматься своим делом, но в условиях кризиса промышленного производства рынок труда требовал другие специальности.
В результате, произошло перенасыщение рынка.
Мы предсказывали переизбыток специалистов в этих областях и говорили о том, что все равно фундаментальная наука, естественнонаучные, инженерные специальности будут востребованы. Сегодня конкурс на эти направления существенно вырос, в два, а то и в три раза. Родители и абитуриенты уже начинают прогнозировать свое будущее и понимают, где они могут найти место под солнцем. Акцент на развитие высоких технологий, био – и нанотехнологий, информационных технологий в России, создание системы технопарков, ОЭЗ, стремление к членству в ВТО - это политика, которая требует хорошо подготовленных, конкурентоспособных специалистов.
Нужно быть готовым к тому, что и рынок труда, и рынок образовательных услуг – все будет находиться в жестком соперничестве с зарубежными партнерами. На мой взгляд, сегодня основная проблема, которую нужно решать, это качество подготовки специалистов, качество образования. Это главное. Профессионал всегда будет востребован. Да, есть «специалисты» с купленными дипломами, но это не главная тенденция, это доли процентов. Да, для того, чтобы попасть на работу в министерство, нужны протекции. Для того же, чтобы работать на заводе, получать нормальную зарплату, нужен просто профессионализм. То же самое касается сферы информационных технологий, программирования, создания программного продукта, которые сейчас востребованы в мире, как и наши специалисты. Так что нет вопросов.