http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=101bae7d-9cd2-44d2-a187-2cb9e051b88e&print=1
© 2024 Российская академия наук

Правительству представили план мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы

02.11.2006

Источник: "Российская бизнес-газета", "Коммерсант"



Промышленная политика России, о которой так много писалось и говорилось, наконец, обрела форму реального документа. Называется он "План мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы", разработан ведомством Германа Грефа, и уже дней десять находится на рассмотрении в правительстве. Одновременно проходит его межведомственное согласование и уточнение. В правительстве же этим занимается комиссия по вопросам развития промышленности и технологий.

Сам термин "промышленная политика", в рамках концепции которой и должен работать этот документ, пока нигде официально не упоминается. Соответственно можно сделать вывод, что разработка собственно промышленной политики в ближайшее время в России не предусматривается. Минэкономразвития в 2007 году планирует осуществить разработку долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2020 года (в IV квартале 2007 года), разработку новой редакции энергетической стратегии РФ до 2030 года (в IV квартале 2007 года) и разработку долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ до 2025 года (в I квартале 2007 года).

Такой простор анализа и прогнозов впечатляет, но сроки настораживают. В IV квартале 2007 года, например, внимание и общественности, и экспертов к разработке и обсуждению столь важных документов будет явно ослаблено. К тому же сроки обсуждения и доработок обычно затягиваются в лучшем случае на квартал или даже полгода. То есть, велика вероятность того, что документы плавно "перетекут" в новое правительство и все пойдет по новой. Межведомственные согласования предложенного Минэкономразвития плана мероприятий также могут затянуться на неопределенное время: никакой срок им пока что не установлен.

Сам план мероприятий состоит из 21 основного направления развития промышленности. В частности, речь идет о мерах государства, направленных на стимулирование инвестиций в основной капитал, стимулирование инновационной деятельности, совершенствование системы государственных институтов развития, поддержку экспорта промышленной продукции, подготовку квалифицированных кадров, развитие производственной инфраструктуры, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, развитие промышленного дизайна, меры, направленные на развитие отдельных отраслей промышленности.

Планируется внести в законодательные акты ряд изменений, улучшающих амортизационную политику в стране.

Замечания же по существу плана: прежде всего это сроки. Что касается амортизации, то III квартал 2007 года, очевидно, предполагает принятие законов уже в 2007 году. Учитывая, что предвыборная сессия Госдумы будет короткая, это крайне сомнительно. Зато меры по стимулированию инноваций, опять же законодательные, намечены на текущий квартал 2006 года. Месяц уже прошел, времени осталось в обрез, и качество законов, даже если они волшебным образом будут приняты в 2006 году априори, под вопросом.

Выполнение остальных пунктов зависит исключительно от политической воли и административно-бюрократической сноровки. Механизмы финансовой поддержки экспорта, например, уже существуют. Для того чтобы их совершенствовать, графа в новом плане мероприятий совсем необязательна. О создании новых финансовых институтов также говорится уже несколько лет. Надо ли их создавать, или эти задачи вполне доступны уже существующим? Отдельный вопрос - бюджетное финансирование: ясно, что с бюджетом 2007 года, скажем, инновационные инициативы уже "не проходят".

Есть серьезные замечания и по отраслям. Что же касается совершенствования администрирования НДС, то эта мера не относится непосредственно к промышленности, не говоря уже об инновациях, а имеет общеэкономическое значение. И, наконец, принципиально важно отсутствие такой меры, как инвестиционная льгота, которая уже была и которая немало сделала для нынешнего промышленного подъема.

В экспертном сообществе мнения в отношении "Плана мероприятий..." разделились. Экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский полагает, что документ не решает структурных проблем, ограничивающих промышленный рост и инвестиционную активность. "Конечно, меры могут повлиять на отдельные компании и сектора, скажем, на авиационную промышленность. Но есть более серьезные институциональные проблемы, требующие решения. В плане я их не увидел", - говорит Струченевский. По его мнению, правительству необходимо решать не точечные проблемы отдельных отраслей и секторов, а заняться реформами - прежде всего вопросами защиты прав собственности и судебной реформой. "Стратегии разрабатываются давно по отраслям, но на той стадии по качеству получались весьма посредственными, - считает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. - Должны быть взаимные обязательства государства и бизнеса, иначе эти стратегии превращаются в клочок бумаги". Ольге Изрядновой, завсектором структурных проблем Института экономики переходного периода, документ скорее нравится: она считает, что его положительной стороной является системность. "Положительной стороной плана является комплексный подход к развитию нефтехимии, переработки и экспорта газа, добывающих производств 'Газпрома'. Такой системной комплексной проработки раньше не было. Шло узкоотраслевое, узкопродуктовое развитие", - отметила Изряднова.