http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=101f6669-fd89-4727-b19a-cfc185004dc7&print=1© 2024 Российская академия наук
Инжиниринговый центр будет создан в помещениях ИВС РАН на стрелке Васильевского острова.
В первую очередь центр займется решением научно-технических задач по проектированию различных частей кораблей, судов на воздушной подушке, которые производит ЗАО "Ховернетик". Речь идет о таких судовых элементах, как корпус корабля, гибкое ограждение, винт воздушного нагнетателя, и прочих деталях, изготавливаемых из композитов. Следующим этапом в работе центра станет разработка технологии производства этих деталей на основе полимерных связующих и наполнителей, присутствующих на российском рынке.
Необходимость создания центра в компании поясняют острой нехваткой в России собственных композитных полимерных материалов с высокими эксплуатационными характеристиками, способных надежно работать в экстремальных условиях. Речь идет об агрессивных средах, высоких перепадах температуры, больших внешних нагрузках. Сейчас, по словам генерального директора ЗАО "Ховернетик" Василия Кащеева, 90% компонентов приходится закупать за рубежом.
ЗАО "Ховернетик" образовано в 2013 году создателем и генеральным директором фармацевтической компании "Биокад" Дмитрием Морозовым (69,65% акций) и Александром Фединым (30,35% акций). Компания имеет серийное производство катеров на базе нижегородского ЗАО "АКС-Инвест", в которое входит завод площадью 6 тыс. кв. м. За время существования завода на нем выпущено 600 семиместных катеров, 40 катеров вместимостью 20 пассажиров и один катер на 33 места. Заказчиками выступают Минобороны, МВД, ФСО, пограничные службы РФ. Оборот "Ховернетик" за 2014 год составил 250 млн рублей, плановый показатель на 2015 год — 450 млн рублей.
По словам Василия Кащеева, инжиниринговый центр будет запущен в течение 2015 года. "По примерным оценкам, три года уйдет на разработку технологии производства деталей для судов на воздушной подушке с использованием композитных материалов, смол и армирующих веществ. Вообще композитные материалы в качестве замены металла — очень перспективное направление, а в России полный цикл, начиная от моделирования и заканчивая производством составляющих композитных материалов, развит очень плохо. На создание центра мы планируем привлечь около 400 млн рублей, эти деньги пойдут как на исследование и разработку материалов, так и на покупку необходимых специализированных программ и обучение", — рассказал господин Кащеев.
По его словам, после того как центр разработает материалы и технологию их производства, "Ховернетик" планирует разместить такое производство на одном из российских заводов.
Как отметил руководитель отдела новых технологий ЗАО "Ховернетик" Сергей Кузьмин, с композитными материалами работают Средне-Невский судостроительный завод, Казанский научно-технический институт, Московский вертолетный завод имени Миля. "Несмотря на то, что последние два не работают в сегменте судостроения, по идее можно перенастроить программу и на том же оборудовании выпускать детали для судов, поскольку технология одна и та же. Но перечисленные заводы работают с уже существующими композитными материалами и закупают импортные составляющие. Мы же на базе инжинирингового центра совместно с ИВС РАН создадим композитные материалы нового поколения, обладающие особой прочностью, для создания судов на воздушной подушке", — заключает господин Кузьмин.
По оценке Вадима Исакова, территориального директора банка "БКС Премьер", объем российского рынка композитных полимерных материалов составляет 1-3% от мирового (300-500 тыс. тонн). "Создание инжинирингового центра, на наш взгляд, оправданно и является дальновидным решением в условиях санкционного давления и процесса импортозамещения. Это позволит осуществлять уникальные технологические изыскания, благодаря которым продукция предприятия может стать более конкурентоспособной на рынке", — уверен господин Исаков.
Как ранее писал "Ъ", в 2016 году "Ховернетик" планирует запустить в Петербурге производство судов на воздушной подушке, перенеся свое производство из Нижнего Новгорода. На этот проект компания готова потратить 550 млн рублей из собственных средств, расчетный срок окупаемости инвестиций составляет три года. Сейчас она выбирает площадку под размещение производства.