http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=107eacdd-7898-4c28-9bf1-d4b1323fc66d&print=1
© 2024 Российская академия наук

ТУМАННЫЕ МАЯКИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЗВЕЗДЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

04.12.2013

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

Завершается год, волнительный и неспокойный для российской экономики и промышленности

Завершается год, волнительный и неспокойный для российской экономики и промышленности. Насколько реальна перспектива благоприятного разрешения возникших ситуаций? Каковы инвестиционные стимулы? Об этом – в публикации.

Еще в конце третьего квартала 2013 года, выступая на «правительственном часе» в ГД ФС РФ, глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев сообщил о падении уровня развития отечественной экономики ниже среднемирового. По мнению министра, это является «очень серьезным … сигналом», поскольку «такой неблагоприятной обстановки не было последние пять лет, после глобального кризиса» 2008-2009 гг. Наблюдаемая «пока слабая тенденция к восстановлению» связана с приростом инвестиций в капстроительство. Между тем, сохраняющийся низкий уровень инвестиций и отток капитала в объеме 70 млрд. долларов в этом году, согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, сформирует низкий спрос на крупные инвестиционные проекты. Упоминая предстоящую корректировку роста тарифов, намеченную на 2014-2016 гг., Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что «не должны существенно пострадать инвестиционные планы инфраструктурных монополий».

Об опасностях свертывания инвестпрограмм неоднократно дискутировали на ряде Международных форумов, состоявшихся во второй половине года. Например, на Ежегодной выставке-конференции «Нефть и газ Сахалина», организованной и проведенной «Adam Smith Conferences», рассматривались особенности реализации сахалинских инвестиционных проектов. Особое внимание уделялось инвестклимату, стимулирующему развитие проектов в Тихоокеанском регионе, и практическим примерам внедрения конкретных операционных решений. Неделя нефтепереработки, газа и нефтехимии в Москве, проведенная «Euro Petroleum Consultants», объединила Пятую Международную конференцию и выставку по технологиям газа, Двенадцатую международную конференцию и выставку по технологиям нефтехимии России и стран СНГ, и Тринадцатую международную конференцию и выставку по технологиям нефтепереработки России и стран СНГ. В течение Недели состоялось порядка двадцати (!) научно-технических сессий, посвященных обзору рынков и перспективам развития отрасли, технологиям очистки, переработки и утилизации, производству чистых топлив, энергоэффективности и оптимизации производств, включая базовые масла и смазочные материалы, реализации инвестпроектов и программ по строительству нефтеперерабатывающих заводов в России и странах СНГ, планы по совершенствованию нефтеперерабатывающей и нефтехимической индустрии, инвестиционному стимулированию и организационно-техническому планированию. Спикеры и модераторы, аналитики и эксперты, рассматривая непростую финансово-экономическую ситуацию, сходились во мнении, что гарантом успешного развития инвестиционной политики в России может стать стабильность, повышающая кредит взаимного доверия власти и общества, способствующая росту числа инвестиционно-привлекательных проектов и совершенствованию инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого и среднего бизнеса в РФ.

Что подразумевается под стабильностью? Это не только преемственность курсов руководителей отраслевых министерств и ведомств. Это и проработанность сложных вопросов, на которые уходят не только месяцы, но даже и годы, это единая слаженная работа различных частей многофункциональной государственной машины, и гармоничное развитие общественных институтов.

На что же следует обратить внимание? Сентябрь 2012 года – в новом составе Правительства РФ, работающем с весны прошлого года, начались весьма заметные и ощутимые для российских и зарубежных инвесторов знаковые перемещения. В частности, произошла смена двух глав федеральных служб: директора Росфиннадзора Сергей Павленко и руководителя Рособоронзаказа Людмилы Воробьевой. Октябрь прошлого года запомнился внезапной отставкой Министра регионального развития Олега Говоруна, ноябрь – резонансным уходом с поста Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Перед новым, 2013 годом в отставку подал Заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин. В новом году отставки отнюдь не закончились, а продолжились с новой энергией: например, в конце февраля покинул свой пост Заместитель министра культуры Андрей Бусыгин. В начале мая последовала отставка вице-премьера Владислава Суркова (с сентября он назначен помощником Президента России), но уже в конце мая подал в отставку и Заместитель Министра образования и науки Игорь Федюкин. В июне в результате назначения помощника Президента России по экономическим вопросам Эльвиры Набиуллиной главой Центробанка РФ, на ее должность был назначен Министр экономики РФ Андрей Белоусов, а новым главой Минэкономики РФ стал Алексей Улюкаев. Традиция отставок продолжилась и в июле – был освобожден от занимаемой должности еще один Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко. Самым «урожайным» на отставки выдался жаркий август: в начале месяца ушли со своих постов заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов и Заместитель министра сельского хозяйства России Александр Черногоров, а в конце августа в отставку был отправлен Министр по развитию Дальнего Востока академик РАН Виктор Ишаев.

Справедливо полагая, что приведенный список отнюдь не является исчерпывающим и может вскоре быть оперативно продолжен и дополнен, важно отметить: только за календарный год (сентябрь 2012 – август 2013) своих постов в Правительстве РФ лишилось порядка 13 высокопоставленных чиновников, из них шесть заместителей министра, четыре министра и один вице-премьер Правительства РФ. Отставка 11 человек (замминистров, министров и вице-премьера) состоялась в течение всего 11 месяцев (октябрь 2012 – август 2013), средняя скорость – «одна отставка в месяц». Много это или мало?

Возможно, что для опытного эксперта и знатока зарубежного политического истеблишмента это и немного. Но для России в условиях ухудшения финансово-экономической ситуации частая, а точнее, ставшая уже регулярной «смена на переправе» может обернуться драматическими последствиями. Знаете, какая ныне самая обсуждаемая тема в кулуарах на российских конференциях в среде инвесторов? Не уровень биржевых цен и котировок, не аналитические «антикризисные» прогнозы и даже не ситуация в Сирии и в Украине. Вопрос инвесторов прост: кто следующий?

Ответ на этот вопрос подавляющему большинству неизвестен. Догадки и прогнозы вторичны, важно другое: повышенная частота назначений и отставок рушит налаживаемые контакты, подрывает с таким трудом создаваемые хрупкие мосты доверия между властью и бизнесом, тормозит принятие стратегических решений и вообще заставляет задумываться о целесообразности дальнейших действий в данном направлении и возможном смене предпочтений и приоритетов развития и инвестирования, например, в другом мировом регионе. Если в отставку уходит заместитель главы МинКультуры, МинОбрНауки, МинФина, МинСвязи и МинСельХоза РФ, инвесторы справедливо полагают необходимость ожидания благоприятной ситуации для возобновления работы. Но когда в отставку уходят министры, руководителям финансово-экономических структур становится очевидным, что полноценное возобновление обсуждения вопросов капиталовложений возможно только после утверждения новой структуры и, главное, оценки ее работоспособности (внутренней) и эффективности функционирования (внешней).

Что происходит в сложившихся условиях неопределенности? Крупные финансово-промышленные корпорации начинают брать инициативу на себя, перемещая центр тяжести в переговорах с внутрироссийского на международный уровень. Выступая гарантом возврата заемных средств, они, в свою очередь, стараются принять участие в как можно большем числе многосторонних проектов. Примеров этому множество. Возникли проблемы с поиском финансирования для восстановления и развития инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока (ВСДВ)? – Во время проведения телемоста с прибывшим в Южно-Сахалинск Президентом РФ Владимиром Путиным находившийся на нефтедобывающей платформе «Орлан» (Охотское море) Президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин сообщил, что инвестиции в ВСДВ по консервативному сценарию составят свыше 1 трлн. рублей в ближайшее пятилетие. О дополнительных капиталовложениях в Сахалинскую область в этом году в объеме 50 млрд. рублей сообщал Заместитель председателя Правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов: рост инвестиционных объемов связан с предстоящим вводом в эксплуатацию Южно-Керенского месторождения – разведка на месторождении планирует завершиться в 2015 году, запуск состоится в 2018 году под строительство завода во Владивостоке (в 2013 году бюджет на газификацию региона составит 800 млн.рублей, в 2012 году – в 700 млн.рублей). В рамках реализации инвестиционного проекта «Владивосток СПГ» на полуострове Ломоносова будет построен завод по производству СПГ. Сахалинский центр газодобычи обеспечит реализацию проекта, основными сбытовыми регионами по которому являются государства АТР.

На совещании во Владивостоке Президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин предложил передать строительство завода «Звезда» для строительства гражданских судов в частный консорциум, в который наряду с иностранными партнерами войдет ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк». В настоящее время «Звезда» находится в ведении Объединенной судостроительной корпорации, которая объединяет свыше 50 судостроительных и судоремонтных предприятий и проектных бюро. Порядка 80% отечественного судостроительного комплекса консолидировано на базе этого холдинга, созданного в 2007 году и поставляющего продукцию на рынки в Россию и двадцать иностранных государств. Президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал идею в целом и порекомендовал сохранить Объединенной судостроительной корпорации определенную долю в консорциуме.

Инвестиционный проект по созданию заложенной в 2009 году дальневосточной верфи «Звезда» стоимостью свыше 100 млрд.рублей иллюстративен, показателен и даже поучителен с точки зрения проблематичности капиталовложений в разработку, у которой часто менялось руководство. В настоящее время, по сравнению с утвержденным графиком, строительство опаздывает всего на 14 (!) месяцев. Из-за череды замен в топ-менеджменте предприятия возникли проблемы с кредитованием, и от участия в проекте отказалась фирма «DSME» (Южная Корея), а бюджетные средства запланированы только с 2016 года. Для исправления сложившейся ситуации планируется передать верфь консорциуму. Якорным заказчиком будет ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк», финансирующий работу и обеспечивающий ее выполнение. Помимо «STX» и «DSME», в числе технологических партнеров инвестиционного проекта – разработчик оборудования для нефтегазовой отрасли «Technip», создатель систем и комплексов судового электрооборудования «General Electric», поставщик шельфовой техники «Kvaerner» и компания «Parker Drilling». Сотрудничество с «STX» и «DSME» предусматривает получение ими части заказов на время строительства «Звезды» при условии «передачи технологий и обучении специалистов». Не исключено участие в проекте и китайских верфей, в частности «Yantai CIMC Raffles», поскольку их сотрудничество с ОАО «НК «Роснефть» перспективно с точки зрения поставок нефти в КНР. До конца третьего квартала параметры консорциума и состав участников окончательно согласуют. Как сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, в строительном консорциуме по созданию дальневосточной судоверфи «Звезда» Объединенная судостроительная корпорация, скорее всего, получит блок-пакет.

Инвестиционными звездами, обеспечивающими развитие научно-образовательной и финансово-промышленной инфраструктуры России, являются не только энергетические холдинги, но и «преданная оборонка». По инициативе Военно-промышленной комиссии и Российской академии наук (РАН) в октябре состоялось совещание генеральных конструкторов вместе с директорами оборонных предприятий. Как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин, «такие встречи будут проводиться на постоянной основе». В частности, необходимо обеспечить поиск решений для сбалансированных отношений между директорами оборонных предприятий, отвечающими за производственный цикл, и генеральными конструкторами, создающими новые образцы вооружений. Кроме того, одной из важнейших задач является поиск каналов связи и «перекинутых мостов» между фундаментальной и прикладной и военной наукой. Это связано с государственной программой «Вооружение» на 2016-2025 год, которая будет инновационной «по сути и духу», что предполагает анализ новых принципов создания оружия, в т.ч., новых сплавов и инновационных конструктивных решений.

Проведенное совещание частично связано с необходимостью урегулирования ситуации на местах, которая возникла после ряда неудачных тестов новых образцов и систем вооружений, когда и было принято известное решение о разделении постов директоров (генеральных директоров) и генеральных конструкторов на оборонных предприятиях. До 90-х годов прошлого века и тысячелетия на подавляющем большинстве предприятий в «оборонке» эти должности были совмещены, поскольку на многих местах существовала единая (т.е., непрерываемая) научная школа, обеспечением и развитием которой ведал директор, который как конструктор и отвечал за уровень разработок. Не от излишества, а от безденежья (кстати, искусственно спровоцированного!) с оборонных предприятий уходили молодые кадры в течение десятилетия, с начала 90-х до начала 2000-х годов. Прервалась преемственность традиций научных школ, не передался опыт совмещения этих должностей предыдущим поколением «легендарных» генералов (директоров – генеральных конструкторов), но отметим, что разделение должностей – мера временная, следовательно, решения по обеспечению разделения полномочий также имеют временный характер.

Отметим, что это – не единственная временная мера, затрагивающая структурные изменения в ОПК РФ. На очередном заседании Совета безопасности, посвященном государственному оборонному заказу и состоянию оборонной промышленности, проведенном под председательством Владимира Путина, был заслушан ряд вопросов. В частности, в развитие системы Государственного оборонного заказа предлагается поручить перспективное планирование гособоронзаказа и изучение опыта ведущих зарубежных государств в этой области Всероссийскому научно-исследовательскому институту межотраслевой информации – Федеральному информационно-аналитическому центру оборонной промышленности. Данный институт имеет 45-летнюю историю и обладает необходимым технологическим потенциалом для решения аналогичных проблем. Но данное предприятие имеет особый пропускной режим, ограничивающий доступ на территорию посторонним, и тем удивительнее обнаружить на сайте этого предприятия Объявление о сдаче в аренду нежилых помещений, размещенное еще с сентября (!) 2013 года, согласно которому предлагаются в долгосрочную аренду нежилые помещения (офисные, производственные, складские) площадью до 3000 кв.м по адресу (далее приведен московский адрес организации). Текст объявления также гласит, что «для получения более подробной информации об объекте и просмотре площадей просьба обращаться к следующим контактным лицам:» (далее указаны контактные данные начальника службы эксплуатации и обеспечения и его заместителя).

Читающие такие объявления испытывают разные чувства. Здесь и стыд за хронически недофинансированную «оборонку», и недоумение по поводу того, откуда на режимном объекте внезапно возникли 3000 кв.м офисных, производственных и складских помещений (!), и удивление относительно количества оперативно уволенных (или уволившихся?) и освободивших эти площади, и даже здравые и практичные сомнения по поводу того, как можно сдавать 3000 кв.м на режимном объекте? Вспоминается нечто недавнее в стиле уже всем надоевшего «оборонсервиса», или история о том, как сотрудники другого оборонного предприятия однажды увидели на риэлторском сайте выставленными на продажу оба своих здания. Открытым остается вопрос и по поводу финансирования: как предприятие, которому предложено поручить перспективное планирование гособоронзаказа и изучение опыта ведущих зарубежных государств в этой области, что предполагает расширение существующих мощностей и прием (набор) на работу новых сотрудников для обеспечения решения поставленной задачи, сдает в аренду нежилые помещения? Или это современный отраслевой тренд: заниматься оборонной наукой и «недвижимым бизнесом» одновременно?

К сожалению, на поприще развития научно-образовательной и финансово-промышленной инфраструктуры России встречаются не только путеводные инвестиционные звезды, но и туманные, а где-то даже и полуразрушенные маяки… Одиозно выглядит на научном ристалище Министерство образования и науки РФ, которое (исходя хотя бы из названия), призвано способствовать развитию Науки и Образования в России. Видимо, в битве за эту Науку МинОбрНауки РФ с интервалом всего в два месяца и потеряло двух заместителей министра! Не менее эффектно смотрится и предприимчивый оборонный НИИ – режимное предприятие, выполняющее работы по гособоронзаказу и параллельно сдающее нежилые помещения в аренду… Кого волнует, есть ли у них НТС и диссертационный совет, сколько сотрудников с ученой степенью? Видимо, изменились критерии оценки и подходы к организации научной деятельности, изменились настолько сильно, что изменили и сознание, раз мы стали спокойно реагировать на ограбление и избиение ученых, травлю Академии, грязные информационные потоки, заказные фильмы, «распилы» бюджетов, «откатные» волны… Даже давний вопрос: «кому выгодно?» уже не вызывает обостренного чувства справедливости, он вызывает боль – за тех, кто созидал Науку в России в течении трехсот лет, кто стоял у истоков и мечтал увидеть то Великолепие, к которому придут потомки (уж и не знаешь, хорошо это или плохо, что они не видят то, что сейчас творят в Наукой), кто прошел через испытания и донес до нас тот удивительный Свет Познания, который и есть внутренний движитель к Совершенству Мира…

Выводы и рекомендации:

1. Инвестиции «не любят нестабильности», и попытки привлечь капиталовложения в условиях неопределенности и высоких рисков далеко не всегда достигают заветной цели. Стабильность социальная и политическая – залог устойчивости финансово-экономической и успешной реализации инвестпроектов и программ.

2. Для реализации стратегических проектов в развитие научно-образовательной и финансово-промышленной инфраструктуры необходима не только консолидация экспертного сообщества, но и стабилизация региональной тарифной политики и оптимизация налоговых режимов.

3. Для предотвращения злоупотреблений на оборонных предприятиях РФ целесообразно скорейшее проведение комплексного аудита нежилых помещений для выявления фактов их незаконного или нецелевого использования, а также сдачи в аренду площадей на режимных объектах.

В недавнем выступлении Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев отметил недостаточность расходов «на образование, и в федеральном бюджете, и в консолидированном, и на здравоохранение, науку и технологии». Проблематика капиталовложений в высокотехнологичные научные проекты будет рассмотрена в следующей публикации.