http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=10ddc3b3-d4e5-4e15-b5ca-df0ec2844b3b&print=1© 2024 Российская академия наук
По сути, именно этот документ должен будет дать ответ на вопрос, каким видит наше государство участие научных организаций в ходе социально-экономического развития страны.
Эксперты отмечают, что за последние 15 лет государственная научно-техническая политика России претерпела немало изменений. С начала 90-х годов затраты на исследования и разработки поступательно сокращались. В 1999-м они составляли чуть более 30 % от уровня 1990 года. Также постепенно ликвидировались льготы и преференции, установленные для научных организаций. В период перестройки наука существовала "в режиме консервации". Государство вспомнило о регулировании научной сферы лишь в 1996 году. Был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике" , который определял цели, принципы и ключевые ориентиры развития научной сферы. Предлагалось сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях науки и техники и стимулировать инновационную деятельность. Закон содержал положения о порядке финансирования науки.
В 1998 году, а затем и в 2000-м в этот нормативный акт были внесены изменения и дополнения. Важным для развития инноваций стала "Концепция реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годы". Одновременно с ней была принята "Концепция инновационной политики РФ на 1998 - 2000 годы". Однако все эти "концепции" так и остались на бумаге в виде благих намерений.
В марте 2002 года был принят новый пакет программных документов. Главными стали "Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года" , где развитие отечественной науки и технологии впервые назывались национальными приоритетами государства. Помимо этого документа, Министерство образования и науки РФ подготовило "Стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года" , которая и должна обсуждаться на Коллегии министерства на этой неделе, а в начале декабря - на заседании Правительства РФ. Накануне принятия важных правительственных решений "Стратегия... " неоднократно обсуждалась в научных коллективах, были проведены "круглые столы" в Совете Федерации, в различных общественных организациях и СМИ.
Основная проблема, обозначенная в "Стратегии... ", формулируется следующим образом: темпы развития структуры российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения, системы национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. В то же время предлагаемые российскими учеными отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также из-за очевидной невосприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора. При рассмотрении системной проблемы в качестве ее основных компонентов выделяются следующие подпроблемы.
Россия обладает одним из лучших в мире потенциалов в ряде областей фундаментальной науки, но условия для воспроизводства этого потенциала сегодня отсутствуют, что обусловливает высокий риск дестабилизации фундаментальной науки и утраты престижа России как мировой научной державы. В корпоративном секторе остается низким уровень восприимчивости компаний к инновациям, что предопределяет низкий уровень спроса на передовые технологии.
Усиливается независимое несбалансированное развитие частного и государственного сектора исследований и разработок. Частные предприятия ориентированы на приобретение импортного оборудования, а предлагаемые российским научным сообществом разработки и передовые технологии в большей степени оказываются востребованными за рубежом. Не развиты важные элементы национальной инновационной системы, отсутствуют необходимые связи между имеющимися элементами. Это приводит к тому, что за рубеж сегодня поставляются необработанные знания вместо экспорта технологий, т. е. уже "упакованных" продуктов.
Исходя из этого спектра проблем, предполагается осуществить в рамках "Стратегии... " ряд мероприятий, среди которых главное - сконцентрировать ресурсы федерального бюджета, предназначенные для финансирования НИОКР на ключевых направлениях. Предусматривается повышение уровня человеческого капитала, сохранение среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство знаний (повышение зарплат и пенсионного обеспечения для ученых, привлечение российских специалистов из-за рубежа).
Считается возможным проведение прикладных исследований за счет федерального бюджета по ограниченному числу приоритетных направлений, где есть возможности для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке, создание инновационной инфраструктуры для преобразования знаний в рыночный продукт. Важная роль в этом процессе отводится механизму частногосударственного партнерства. Предполагается, что значительная часть исследований должна осуществляться при активном участии бизнеса, а технологическая модернизация экономики - преимущественно самим бизнесом. Одной из важнейших задач представляется развитие института использования и защиты прав интеллектуальной собственности.
Государство обещает поддерживать ведущие научные школы, концентрироваться на прорывных научных направлениях. Это потребует реформирования организации науки, высшего образования и обеспечения их тесной интеграции. Будет обеспечен устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки до 3 % ВВП к 2010 году, при том увеличена доля внебюджетных инвестиций в этих затратах до 55 % (в настоящее время -менее 40 %). Поставлена задача усилить приток молодых кадров в научную сферу, снизить средний возраст людей, занятых в госсекторе науки, существенно повысить среднюю заработную плату в отрасли. Помимо того, "Стратегия... " планирует рост числа малых предприятий в инновационной сфере. С ростом объемов инвестиций фондов в компании высокотехнологичных секторов до 125 млрд. руб. к 2010 году.
При всей важности и значимости "Стратегии... " как документа, впервые за много лет активно обсуждаемого научным и бизнес-сообществом, отношение к нему неоднозначное. В одном из своих интервью глава МЭРТ Герман Греф отметил, что на Западе не существует структур, подобных РАН, поэтому лучше будет закрыть академические институты и перенести научные исследования в университеты и отраслевые вузы. Очевидно, министру не дает покоя огромная собственность РАН, которую можно продать или сдать в аренду. О таких шагах Правительства в отношении фундаментальной науки в "Стратегии... " ничего не говорится. Основные претензии бизнесменов к "Стратегии... " таковы.
Подобные документы следовало бы принимать на более длительный срок (15-20 лет) в силу масштабности задач и сложностей их осуществления. У бизнеса нет стимула для долгосрочных инвестиций в инновации, так как политическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. У государства отсутствует общая стратегия в экономике, основные технологические мощности в России сосредоточены в добыче и переработке - низшей стадии передела, а значит нет необходимости в новых технологиях.
Тарифная политика государства в области производства электроэнергии, добычи нефти и газа также не стимулирует внедрение инноваций. Предпринимательская активность направлена в сырьевые отрасли экономики. Необходимо стимулировать переход предпринимателей в новую экономику.
Евросоюз планирует на ближайшее время увеличение вложений на науку и новые технологии в 3 раза. Развитые страны сегодня производят высокотехнологичную продукцию на 50 % и более в структуре ВВП, а мы ориентируемся на 20 % по экспорту и 3 % расходов на науку в структуре годового бюджета.
Российские ученые более всего озабочены проблемой финансирования научных исследований. Часть специалистов считает, что основную долю вложений надо направить на повышение зарплаты, остальные - на приобретение нового оборудования, так как износ старого составляет 80 %.
Таким образом, очевидная значимость обсуждаемого документа состоит в том, что в нем впервые обозначена назревшая настоятельная необходимость отхода от ориентации на сырьевую экономику и импорт технологий. Вместе с тем, его недостатки видятся в том, что его авторы, обозначив основные ориентиры развития, не представляют себе детально, какую науку и какую высшую школу мы получим в результате предлагаемых реформ через 15 - 20 лет.