http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1194a234-3e36-4c12-b00d-04bf29e4c628&print=1© 2024 Российская академия наук
Выборы президента Российской академии медицинских наук (РАМН) прошли традиционно для нашей страны – никаких смущающих альтернатив, единственный кандидат, за которого проголосовало внушительное большинство. Президентом стал академик РАМН Иван Дедов, директор Эндокринологического научного центра. В президиум РАМН вошла Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ. Хотя она не только не является академиком (обязательное условие для кандидата в президиум, даже член-корреспондент не годится) и не имеет медицинского образования, место в президиуме полагается ей по статусу как министру – во всяком случае, в соответствии с Уставом РАМН 2008 года. В более ранних вариантах устава найти такого пункта нам не удалось. Но устав с 2008 года утверждается правительством в отличие от прежних, утверждавшихся Общим собранием РАМН. И еще – Голикова введена в президиум на общественных началах.
На общественных началах – значит без оплаты, но ведь никто из президиума денег за это не получает. В РАМН объяснили, что каждый член президиума должен выполнять определенные обязанности, а на общественных началах – без обязанностей. Но с правами (например, голосовать). Так что Татьяна Голикова обязанностей в РАМН не имеет, зато имеет права.
РАМН в последнее время находилась в подвешенном состоянии – реальна была перспектива ее ликвидации и преобразования в отделение Российской академии наук. Теперь есть шансы, что РАМН сохранится. Проявленная медицинскими академиками пять лет назад строптивость, когда они выбрали своим президентом не того, на кого было указано (рекомендованному еще тогда Ивану Дедову предпочли Михаила Давыдова, директора Онкологического научного центра), дала разве что краткое чувство удовлетворения своей самостоятельностью. Иван Дедов получил тогда от властей в виде утешительного приза Федеральное агентство высокотехнологичной помощи, которым и руководил, пока оно в числе прочих агентств не было ликвидировано. А научно-исследовательские институты, относящиеся к РАМН, стали один за другим переходить под эгиду Минздравсоцразвития. Это, конечно, нарушение Устава академии, но поддержанное тут же постановлением правительства.
Академик Михаил Давыдов, блистательный хирург и яркая личность, за пять лет руководства РАМН пришел к горькому разочарованию. Год назад Давыдов заявил в интервью Владимиру Познеру, что академия практически полностью исключена из процесса принятия важных решений в области здравоохранения. По его мнению, главная причина проблем в российском здравоохранении в том, что никакие начинания не обсуждаются с медицинским экспертным сообществом.
На нынешних выборах в РАМН Михаил Давыдов свою кандидатуру не выставлял. Иван Дедов взял реванш. Только 10 человек проголосовали против него. Но и сложивший полномочия академик Давыдов в накладе не остался – буквально сразу после его отставки (бывают же такие счастливые совпадения!) премьер-министр подписал постановление о выделении из бюджета более 2,5 млрд. руб. на ремонт Онкоцентра.
После избрания новый президент РАМН был принят Владимиром Путиным. Они обсуждали модную тему – модернизацию, в данном случае здравоохранения. Дедов предложил объединить потенциал и структуры РАМН, Минздравсоцразвития и медицинских вузов. У нового президента РАМН, по его словам, полное взаимопонимание с Татьяной Голиковой. И это, несомненно, очень ценно, в первую очередь для академии.
Правда, с научными достижениями не столь радужно. В списке российских ученых, работы которых цитировались более тысячи раз, медики – единичные в поле зрения. Нового президента РАМН там найти не удалось. Предыдущего тоже.