http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=11baac32-0b16-4cf8-84d0-601f966f1b2d&print=1
© 2024 Российская академия наук
Этим летом
выпускники будут сдавать ЕГЭ по истории по новому единому учебнику для старшей
школы. К 1 сентября 2024 года должен быть готов и новый учебник для 5-9-х
классов. О том, каким он будет, как теперь будут изучать историю в школах и
почему для современного дипломата так важны соцсети и цифра, "Российской
газете" рассказал ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Анатолий Торкунов:
"Цифра" позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии
тоже.
Анатолий Васильевич, оба учебника истории - и уже
вышедший, и тот, которого ждем, выпускаются в том числе и под вашей редакцией.
Расскажите, как готовиться к ЕГЭ по истории по новому учебнику?
Анатолий Торкунов: Пока новые учебники для
10-11-х классов проходят через апробацию - через мнения учеников и школьных
учителей. Я встречался в разных городах и со школьниками, и с учителями, услышал
позитивные отклики. И смысл их в том, что материал, который содержится в
учебнике, хорош для подготовки к ЕГЭ, полезен для тех, кто интересуется
историей и готовится к поступлению в вуз. Впервые в учебнике столько
дополнительного материала - как художественного, так и документального
характера. Приятно слышать мнения, что учебник удобен для работы. Через QR-коды
можно перейти на тот материал, который нужен учителю и ученику.
Конечно, будут и
доработки, и улучшения, и дополнения новыми разделами и фактами. Но нет предела
совершенству. Я ведь был редактором и предыдущей линейки учебников истории 2014
года. Но уже тогда, когда она вышла и стала популярна и больше половины школ ею
пользовались, я понимал: нужно дорабатывать.
Учебник для 5-9-х классов успеет выйти к новому
учебному году?
Анатолий Торкунов: Очень на это надеюсь. Работа
над ним, признаюсь, идет легче, чем над учебником для старших классов, который
пришлось сильно осовременивать.
Курс истории России в школе теперь преподается
параллельно с курсом всеобщей истории. Как это выглядит на практике?
Анатолий Торкунов: Теперь, когда ребята изучают,
например, XVII век российской истории, они одновременно с этим узнают о
событиях XVII века в истории всемирной. То есть российская история как очень
важная часть истории мира. Здесь было огромное взаимовлияние с давних времен. А
если говорить о XVIII-XIX веках, то Россия вообще играла первую скрипку в
Европе.
Впервые в учебнике
столько дополнительного материала - художественного и документального. Через
QR-коды можно перейти на нужный текст
Поясню на примере.
Однажды спросил студентов про роман Дюма "Три мушкетера": когда
Д"Артаньян появился в Париже? Отвечают - в начале XVII века. Действительно,
в 1625 году. Спрашиваю: а что было в России в это время, кто правил? Молчание.
А это были года правления первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича,
очень важное время восстановления страны после смуты. Спроси я наоборот, кто
правил во Франции во времена Михаила Федоровича, тоже бы молчали. Так быть не
должно.
Надеюсь, что курс
параллельного изучения всемирной и нашей отечественной истории все-таки
позволит ребятам "сложить" понятный исторический пазл, поможет
увидеть развитие России как части большого мира. Это серьезный шаг. И, может,
мы до конца еще не понимаем, насколько он важен с точки зрения методологии обучения
и изучения истории в школе.
Не первый год МГИМО уделяет внимание цифровому
развитию, создает "цифровой факультет". Цифрой в подготовке
инженеров, ученых сегодня уже никого не удивить. Но цифровая дипломатия? Что
это?
Анатолий Торкунов: Цифровая эпоха - не просто
информационная эпоха. Это использование возможностей цифры и для информации, и
для анализа, и для коммуникации.
На нашей недавней
конференции на ВДНХ, посвященной как раз цифровому развитию, директор
департамента информации и печати МИД России Мария Захарова рассказывала о том,
как благодаря соцсетям в период ковида удалось вывезти несколько сот тысяч
наших сограждан, оказавшихся за границей. Практически вся коммуникация тогда
происходила через соцсети - это было быстро и доступно. Очень яркий пример
того, какую пользу сегодня несет цифровизация.
Цифра -
инструмент, который позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии
тоже. Это еще и возможность анализировать ситуацию на совершенно другой основе
- на основе больших данных.
Создание в МГИМО
Цифрового факультета - это отражение нашего стремления выйти за пределы
традиционной сферы влияния, выйти на естественно-научные направления, точные
науки. Сегодня грань между физиками и лириками стирается, и выпускники должны
быть готовы мыслить иначе, нестандартно. А это невозможно без всестороннего и
гуманитарного, и технического образования. Основной целью в образовании станет
подготовка специалистов широкого социально-гуманитарного профиля с цифровыми
компетенциями, способных не только эффективно решать задачи внешней политики
России, но и обеспечивать высокотехнологичное развитие российского государства,
общества и отраслей экономики.
У нас уже
сформировался блок цифровых программ, и факультет объединит эти образовательные
и научные проекты и инициативы, придаст новый стимул подобного рода развитию.
А что меняется для будущих дипломатов, которые учатся
в цифровую эпоху? И что должен знать и уметь международник нового поколения?
Анатолий Торкунов: У них сегодня гораздо больше
ИТ - во всех сферах. Кроме того, практически все они учатся программированию.
На цифровой кафедре в рамках "Приоритета 2030" наши студенты учатся
по семи программам профессиональной переподготовки. Учатся создавать ИТ-продукты,
управлять ими, проводить анализ на основе данных, в том числе работать с
финансовыми данными, понимать цифровую трансформацию, механизмы геоданных и
геоинформационных систем, цифрового маркетинга и цифровых медиа. В этом году
промежуточную аттестацию в Университете Иннополис прошли уже более тысячи наших
студентов. И это один из самых высоких показателей среди вузов с цифровой
кафедрой.
Сегодня грань
между физиками и лириками стирается, и выпускники должны быть готовы мыслить
иначе, нестандартно
В будущем навыкам
ИТ должны обучиться все без исключения студенты МГИМО. У нас есть планы:
хочется, чтобы в МГИМО на всех факультетах присутствовали курсы, связанные с
анализом развития современных технологий.
Сегодня
профессионал должен быть универсальным. Пусть он не будет тонким и глубоким
специалистом в той или иной области, но он должен понимать и чувствовать, что
важного для современности и будущего несет то или иное явление в науке,
технологиях.
Понятно, что
будущий экономист-международник, до конца, наверное, не сможет анализировать,
так сказать, инженерную основу новых технологий. Но он может понять на основе
анализа, изучения разных источников, использования иностранных языков, как тот
или иной тренд технологического развития может повлиять на отечественную и
мировую экономику, на жизнь общества и каждого человека. И научить понимать это
мы можем.
Важно привить
студентам понимание того, что происходит не только в сфере традиционных
международных отношений и дипломатии, а в мире в целом.
В самое ближайшее время
центральными, в том числе в части нашего взаимодействия с внешним миром, будут
вопросы климата, проблемы экологии, устойчивого и ответственного развития. Мировые
проблемы, которые затрагивают жизнь каждого человека. Дипломаты должны хорошо
знать и эти проблемы, уметь их анализировать, вырабатывать соответствующие
рекомендации для руководителей ведомств и страны в целом.
Россия в этом году председательствует в БРИКС. Как
идет сотрудничество в образовании с этими странами? Какие у вас есть совместные
проекты?
Анатолий Торкунов: К нам приезжает довольно
много студентов из стран БРИКС, и мы стараемся активно развивать академическое
сотрудничество с вузами стран-участниц. В рамках российского председательства
МГИМО примет этой осенью юридический форум БРИКС. Обсудим самые актуальные
вопросы и международной повестки, и национального законодательства,
гармонизации законодательств.
В год нашего
председательства работаем над еще одним интересным и отчасти неожиданным
проектом. МГИМО стал единственным университетом - информационным партнером
предстоящего Московского международного кинофестиваля.
Работа на
фестивале ведется по нескольким трекам - это и лингвистическое сопровождение, и
организация на площадке МГИМО деловой программы. Проведем круглый стол по теме
права интеллектуальной собственности стран БРИКС, участие в котором примут
режиссеры и продюсеры из Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЮАР, Эфиопии, Ирана,
Бразилии, а также наши эксперты в области международного права и креативных
индустрий, преподающие у нас на профильных магистерских программах.
Конечно, в рамках
предстоящего саммита и на других мероприятиях российского председательства
будут задействованы студенты-волонтеры университета, в том числе в качестве
переводчиков.
В этом году у
МГИМО юбилей - 80 лет. Какие планы у университета на юбилейный год?
Анатолий
Торкунов: Программа юбилейных событий у нас распределена на весь год. Это
не только мероприятия и встречи, но и подготовка изданий по истории России, ее
дипломатической службе и внешней политике.
Из предстоящих
мероприятий отмечу, пожалуй, сейчас то, что мы возобновляем традицию встреч
наших выпускников за рубежом. А непосредственно в день основания МГИМО - 14
октября - соберем коллектив выпускников и друзей университета в Московской
консерватории.