http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=12119bc5-e06e-4f8f-ab03-924fa72ea5aa&print=1
© 2024 Российская академия наук

В теме

14.11.2008

Источник: Поиск, Елена Моргунова



Недавно созданный Экспертный совет по законодательным инициативам в сфере научно-технической политики Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям и Комитета Совета Федерации по образованию и науке в течение последнего месяца собирался дважды. На первом заседании шла речь о переходе государственных академий наук на новый механизм финансирования, об уточнении правового статуса фондов поддержки научно-технической деятельности и о формировании благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. Вторая встреча прошла в форме круглого стола, на котором обсуждались нюансы правового регулирования государственного сектора науки.

О субсидиях

Переход на новый механизм финансирования государственных академий - по субсидиям, который запланировали с 1 января следующего года, будет на некоторое время отложен. Это связано с тем, что до сих пор не утвержден порядок формирования и предоставления субсидий. Об этом рассказал на заседании совета статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин. Он предложил изменения в действующий Бюджетный кодекс, которые позволят разрешить ситуацию с финансированием госакадемий после Нового года.

“Согласно предлагаемым изменениям, - сообщил Ю.Сентюрин, - государственные академии наук и подведомственные им учреждения будут осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, применимыми к бюджетным учреждениям”. Начальник Финансово-экономического управления РАН Эвалд Антипенко позитивно оценил меру, предложенную Минобрнауки. “Вопрос о переходе на механизм субсидирования оказался значительно более сложным, чем предполагалось вначале, - подчеркнул он. - Требуется комплексное внесение изменений в ряд таких базовых законов, как Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Потому что организационно-правовая форма учреждений государственных академий наук не закреплена ни в одном из названных документов и оказывается вне правового поля”.

“Хорошо, что пока несколько отодвигается этот час “Ч”, который должен был наступить 1 января 2009 года... Может быть, пока еще не поздно, вообще убрать субсидии из рассмотрения как механизм финансирования государственных академий наук? - поставил вопрос директор Института химии силикатов РАН академик Владимир Шевченко. - Пусть исполнительная власть признает совершенную несвоевременность введения субсидий в научной сфере”. Это предложение осталось без комментариев.

О фондах

Ю.Сентюрин представил также концепцию законопроекта, касающегося функционирования научных фондов. В Законе о науке не прописаны принципы их работы. Новый документ будет уточнять организационно-правовые формы фондов, систему их формирования и финансирования, порядок выделения ими денежных средств.

Представители фондов положительно оценили идею подготовки такого закона. Однако были и замечания. Так, председатель Российского фонда технологического развития Андрей Фонотов обратил внимание на то, что перечень наиболее значимых фондов, согласно концепции, будет утверждаться правительством. “Например, в 2002 году в Налоговый кодекс РФ была введена норма, в соответствии с которой список внебюджетных фондов НИОКР должен был утверждаться правительством. Но любые попытки согласовать такой список с Минфином оканчивались полным провалом”, - напомнил А.Фонотов.

“В представленной концепции учтены деятельность и опыт государственных научных фондов, которые на протяжении уже более 15 лет действуют в России, - отметил директор Российского гуманитарного научного фонда Андрей Юрасов. - В ней зафиксированы нормы, которые есть в наших уставах. Они связаны и со структурой экспертной деятельности, и со структурой управления фондом”. С другой стороны, по замечанию А.Юрасова, в концепции есть и положения, которые существенно меняют сложившуюся практику. Например, предложение государственным научным фондам стать автономными учреждениями. “Сейчас фонды являются главными распорядителями бюджетных средств. Но это возможно только в рамках федерального учреждения, - считает он. - Мы вневедомственная структура, у нас своя строка в бюджете. Это позволяет реализовать принцип самостоятельности, планировать нашу деятельность ритмично и осознанно. Механизм финансирования из бюджета очень важен для нас”. А.Юрасов предложил разработать специальный законопроект о государственных научных фондах, где должна быть четко прописана их организационно-правовая форма.

Ю.Сентюрин пояснил, что концепция не предполагает ущемления самостоятельности фондов. “С помощью их “автономизации” мы расширяем источники поступления средств, - добавил он. - Сейчас бюджет является единственным источником, а при переходе в другой статус появятся новые возможности”. Фонды будут отличаться от обычных автономных учреждений, и эти особенности будут специально прописаны в Законе о науке. Экспертный совет признал своевременность создания законопроекта, касающегося функционирования фондов, и в целом поддержал концепцию.

О налоговых льготах

Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям предложил внести дополнение в 22-ю статью ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”, введенного с 1 января 2008 года. Изменения касаются налогового стимулирования малых и средних предприятий, осуществляющих научную и инновационную деятельность. Суть поправок изложил консультант комитета Анатолий Тодосийчук. Он сообщил, что на долю таких предприятий в развитых странах приходится более половины инновационной продукции. Для создания благоприятных условий в этом важнейшем секторе экономики нужно, во-первых, освободить от налога на добавленную стоимость товары, работы и услуги, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, в основе которых лежат изобретения. Во-вторых, не облагать налогом на прибыль доходы малого и среднего предпринимательства, полученные от использования изобретения в собственном производстве. В-третьих, не учитывать в составе доходов при обложении налогом на прибыль суммы, направленные на проведение и развитие НИОКР малым и средним предприятиям, осуществляющим научную или научно-техническую деятельность. Документ был одобрен экспертным советом и направлен в Правовое управление Госдумы.

О госсекторе науки

Круглый стол, состоявшийся в Совете Федерации, был посвящен вопросам правового регулирования государственного сектора науки. В действующем законодательстве страны нет определения, что такое госсектор науки, каковы его структура, основополагающие задачи, права и обязанности его участников, способы государственной поддержки.

Гендиректор ГНЦ “ВИАМ”, президент ассоциации ГНЦ РФ Евгений Каблов перечислил несколько важнейших задач, решение которых существенно для функционирования госсектора науки. Так, по его мнению, нужно восстановить в бюджетной классификации отдельный раздел, определяющий объемы финансирования всей сферы исследований и разработок, продумать механизм освобождения учреждений госсектора науки от налогов на имущество и землю, заложить отдельной строкой в бюджете переоснащение эксперименталь­но-исследовательской базы научных организаций. Кроме того, по мнению Е.Каблова, нужно принять законы об обороте интеллектуальной собственности, о передаче технологий в рамках различных сегментов инновационной системы.

На необходимость определения порядка вовлечения в хозяйственный оборот технологий гражданского назначения, полученных за счет федерального бюджета и принадлежащих исполнителю, а также порядка использования лицензионных платежей от реализации таких технологий и разработок обратил внимание и вице-президент РАН академик Сергей Алдошин. Закон о передаче технологий, который сейчас находится в Госдуме, к сожалению, рассматривает технологии, права на которые принадлежат субъекту Федерации, сказал он. Тогда как большая часть разработок формально принадлежит их авторам - конкретным лицам или учреждениям. Получается, что примерно 80% разработок оказываются замороженными. Не прописан также и порядок использования лицензионных платежей. В результате, сколько бы мы ни говорили о коммерциализации научных разработок, этот процесс будет стоять, пока мы не решим эти проблемы.

Для развития национальной инновационной системы нужно заниматься не только вопросами создания научных разработок и их подготовкой к внедрению в производство, но и реализацией соответствующей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицин-Светланов считает, что единственный эффективный механизм, который для этого требуется, - госзаказ. “Государству нужен конечный продукт: хорошее вооружение, дороги, таблетки. Если оно будет заказчиком готовой продукции, то это поднимет и научные учреждения, и производство”, - сказал он.

По итогам работы круглого стола подготовлены рекомендации Федеральному собранию, Правительству РФ, Минобрнауки и Минфину.