http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=12ec95af-15b2-44be-8e9b-fc466bed6daa&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПОИСК ИННОВАЦИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕПРЕРЫВНЫМ

07.03.2006

Источник: Инновации и предпринимательство

Создавать принципиально новые продукты становится все сложнее

Поэтому самые прибыльные компании сосредоточились на небольших улучшениях бизнес-процессов. То, что компании вкладывают огромные деньги в исследования и поиск новых продуктов, которые станут прорывом на рынке, оправдано с экономической точки зрения. Вычислив чистый денежный поток от семнадцати удачных изобретений, полученный внедрившими их компаниями, исследователи определили среднюю доходность в 56%. Это почти в три раза больше средней доходности американских компаний за последние 30 лет, которая равнялась 16%.

«Ирония в том, что предприниматели в основном уделяют внимание более рискованным формам нововведений — тем, которые требуют огромных затрат на исследования и внедрение и основаны на новых научных достижениях, — утверждают аналитики Mercer Management Consultin, консалтинговой компании, мирового лидера в построении бизнес-процессов на предприятии. Пытаясь выжить в конкурентной борьбе, компании наращивают объемы инвестиционных вложений, но увеличение инвестиций не приводит к однозначному росту прибыли. То есть компании массово пытаются изобретать и не используют более доступные возможности получения прибыли — инновации. Инновации — это более простой, дешевый и удобный способ усовершенствования того продукта, который компания уже производит».

Mercer Management Consulting считает, что с 1954 г., когда американская компания Ampex впервые сконструировала видеомагнитофон, не было изобретено ничего действительно нового. Самые удачные с финансовой точки зрения открытия — создание компанией DuPont нейлона или выпуск одного из самых прибыльных лекарств Tagamet фармацевтическим концерном SmithKline’s. Причем жизненный цикл любого продукта становится короче из-за того, что конкуренты все быстрее копируют чужие изобретения, сокращая маржу прибыли и превращая восхищение удивленных потребителей сегодня в обыденность и привычку уже на следующий день. Поэтому консультанты рекомендуют сосредоточиться на небольших улучшениях как основе инновационного процесса. Суть «операционных инноваций» в самом названии: быстрее, слаженнее, а значит, дешевле, проводить те же операции, что и раньше. Wal-Mart — крупнейшая в мире сеть супермаркетов. Вместо того чтобы инвестировать в новые продукты — бестселлеры, — компания сосредоточилась на небольших улучшениях. Специалисты корпорации создали систему, называемую Cross-docking (перекрестная погрузка). Один из мировых лидеров в стандартизации бизнес-процессов — компания McDonald’s. Стандартизировав выпускаемую продукцию, разработав абсолютно новую процедуру производства данного продукта и тщательно обучая свой персонал, компания не просто создала новый продукт, а стала основателем целой маркетинговой категории.

«Чтобы компания была успешной в создании инноваций, она должна отвечать следующим условиям, — разъясняет Чарльз Ларсон, исполняющий директор Института индустриальных исследований (Industrial Research Institute, Washington, DC). — Первое условие — умение объяснить работникам, как важен новый проект для будущего компании. Второе — не бояться ставить дерзкие, почти невыполнимые цели. Третье условие — умение находить многообещающие ниши, где еще много вопросов осталось без ответа. Четвертое и, наверное, самое главное — постоянное общение с рынком, доскональное знание потребностей клиентов и выявление неудовлетворенного спроса». Поиск инноваций должен стать непрерывным, потому что ни одна из инноваций не приносит конкурентных преимуществ, которые длятся вечно.

Британский институт фискальных исследований (British Institute for Fiscal Studies) решил выяснить, как доля рынка, которую занимает компания, влияет на частоту появления инноваций. Вывод заставляет сомневаться в целесообразности деятельности антимонопольных комитетов — чем больше доля рынка, тем большие суммы компании вкладывают в исследования и развитие, которые в свою очередь и приводят к улучшениям и нововведениям. Но, как отмечают авторы исследования, чтобы монополист активно развивал новые направления, необходимы следующие условия: в отрасли не должно быть административных барьеров на вход; вход на рынок должен быть относительно дешевым.