http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=13888136-332b-4c23-a25c-862815206f3c&print=1
© 2024 Российская академия наук

Андрей ВОЛКОВ:

11.04.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова

ВОПРОС О НАУКЕ НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ ОТДЕЛЬНО

 СПРАВКА: Андрей Евгеньевич Волков – помощник Министра Образования и науки РФ, глава экспертной комиссии по образованию в рамках Председательства Российской Федерации в G8 в 2006, доктор философских наук

Андрей Евгеньевич, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы наука в ВУЗах развивалась, как можно улучшить положение ученых высшей школы?

Не существует универсального решения, которое закрыло бы эту проблему, такого, как, допустим, повышение зарплаты или создание соответствующего научного фонда. Вопрос о науке нельзя решать отдельно, скажем, увеличить в 10 раз ее финансирование и ожидать гигантских позитивных сдвигов. Разрешение ситуации связано с системой управления вузами, с тем, как мы учим студентов, сколько тратим на это денег. И там, где это через запятую, будут и вопросы финансирования науки.

Вы возглавляете экспертную группу по разработке инициатив российской стороны в области образования в Большой Восьмерке, готовы ли уже какие-то предложения?

Да, и они уже обсуждаются. Это вопросы, связанные с мобильностью студентов, более открытая система образования, задачи, связанные с признанием международных квалификаций. Также вопросы признания документов об образовании, о выделении инновационного сектора в образовании и большем внимании и финансировании. Вот такой набор идей, который обсуждается сейчас в большой восьмерке.

Сегодня много говориться о создании системы непрерывного образования. Что, на ваш взгляд, тормозит ее развитие, или наоборот - все для этого есть, нужен только толчок?

Нет, толчком не обойтись, я считаю, что сделать это невозможно, не изменив классические формы образования. Нельзя построить систему непрерывного образования, не перейдя от курсовой системы организации к модульной. Такой ответ будет очень техничным, проще говоря, ее нельзя создать рядом с существующей системой образования, они должны "пожениться", войти в друг друга. Для этого необходимо изменить настоящую систему образования. Это очень непростой вопрос.