http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=139552fd-89a5-48c8-96dd-54204b393e5a&print=1© 2024 Российская академия наук
Герман Греф раскритиковал реформу науки, одобренную правительством
Вчера правительство РФ одобрило программу реформирования науки, предложенную министром образования и науки Андреем Фурсенко. Количество ученых, получающих зарплату из бюджета, сократится на 20%, зато у оставшихся за несколько лет зарплата вырастет в 3 - 5 раз. Руководство Академии наук программу Фурсенко поддержало, однако Герман Греф заявил, что с такой программой реформ ВВП удвоить точно не удастся. Президент РАН Юрий Осипов назвал слова Грефа оскорбительными. Андрей Фурсенко предложил провести тотальный мониторинг эффективности действующих научных учреждений - а их в России около 2600. После этого наиболее бесполезные лаборатории придется ликвидировать или реорганизовать. Однако у оставшихся ученых зарплата резко возрастет в среднем с 6 тыс. рублей до 30 тыс.
Заседанию предшествовали долгие и тяжелые дискуссии между министерством Андрея Фурсенко и учеными (подробнее об этом - на странице 12). Однако, как ни странно, на самом заседании все ученые - и президент РАН Юрий Осипов, и глава Курчатовского института академик
Евгений Велихов, и ректор МГУ Виктор Садовничий - реформу поддержали. "Врагом науки" на заседании оказался министр экономического развития и торговли Герман Греф, который сказал, что не понимает, зачем нам нужна РАН в ее нынешнем виде. "Я не понимаю, что такое Академия наук", - сказал министр. За рубежом, по словам Грефа, академии наук - это просто элитарные клубы выдающихся ученых, а организацией и финансированием научных исследований занимаются госструктуры, университеты и научные фонды.
Реплика Германа Грефа вызвала резкую отповедь со стороны президента РАН, который сказал, что заявление главы МЭРТа "по меньшей мере оскорбительно". По словам Юрия Осипова, последние 15 лет наука "истязается", поскольку кто-то пытается представить дело так, чтобы "сложилось мнение, что люди, руководящие наукой, - это очень плохие люди, которые все делают не так". Явно намекая на Грефа, Осипов заметил, что "есть люди, которые позволяют себе думать, что все понимают и все знают".
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов добавил, что эпиграфом к программе Фурсенко могли бы стать слова Жванецкого: "Трудно менять, ничего не меняя, но мы будем". Сам Герман Греф подверг представленную программу уничтожающей критике за ее бессодержательность и неконкретность. "Как делать - ответа нет. Что делать - ответа нет", - так Греф охарактеризовал предложения Фурсенко. Обращаясь к премьер-министру Михаил)' Фрадкову, Греф заметил: "Вы мне говорите - щупайте министров. Я здесь ничего нащупать не могу... С такими решениями никакого удвоения ВВП не будет". Андрей Фурсенко согласился: "Есть много незавершенных, нечетко сформулированных предложений... но мы просим дать нам добро двигаться в этом направлении, исправляя недостатки на ходу".