Наука и бизнес: как «угнать» известный журнал и заработать на этом миллионы
31.08.2020
Источник: Daily Storm., 31.08.2020, Сергей Домущий
-
Недавно
жертвой «угонщиков» пал один из старейших российских журналов — «Новый мир»
Там, где деньги,
всегда появляются мошенники. И наука, давно уже представляющая собой бизнес, не
стала исключением. Хакеры похищают целые издания, создают журналы-клоны и
зарабатывают на этом миллионы, нанося вред и ученым, и государствам. Как
устроен бизнес на левых публикациях в научных изданиях, разбирался Daily Storm.
Что первое приходит в
голову при слове «угон»? Люди постарше вспомнят персонажа «Берегись
автомобиля!» Юрия Деточкина, помоложе — похищенные аккаунты в соцсетях и
мессенджерах. Но мало кто может представить, что уже почти десятилетие существует,
развивается и процветает, принося злоумышленникам миллионы долларов, индустрия
«угона»… научных изданий.
Недавно жертвой
«угонщиков» пал один из старейших российских журналов — мошенники клонировали
«Новый мир».
Зачем «угонять» научный журнал?
Представлять ученого
как экстравагантного чудака с всклокоченной шевелюрой — давняя традиция,
которая не имеет никакого отношения к реальности. На одного бессребреника
Перельмана приходятся десятки тысяч вполне прагматичных тружеников науки,
которые не отделяют успех от финансового благополучия. Добившись его, они без
колебаний если не пересаживаются в кресла в советах директоров, то идут
работать на корпорации и правительства. Из последних ярких примеров —
российско-американский биолог Константин Северинов, который занял пост
помощника главы «Роснефти». Поговаривают даже, он мог возглавить поиски пилюли
бессмертия для российской элиты.
Но кто такой успешный ученый?
Как измерить талант и гений? В 2011-2012 годах в России изменилась система
оценки науки — были введены новые индикаторы оценки, и одним из таких
индикаторов стали публикации в журналах, которые входят в международные базы.
Такие статьи стали поощряться университетами. Сегодня успешный ученый — тот,
кто часто публикуется, создает ценный научный продукт, а его работы часто
упоминаются в профессиональной прессе. От числа публикаций зависит продвижение
по карьере, размер зарплаты и шансы получить грант.
Проблема в том, что
далеко не каждый ученый обладает должной квалификацией — знаниями теории и
методов анализа, чтобы публиковаться в ведущих журналах. Особенно это актуально
для социальных и гуманитарных наук.
Научная активность
исследователя измеряется h-индексом, или индексом Хирша
(https://lala.lanbook.com/5-sposobov-povysit-svoj-indeks-hirsha). Показатель
получил свое название по имени американского физика Хорхе Хирша, который
сформулировал принципы оценки деятельности ученых, исходя из количества опубликованных
трудов и цитируемости текстов.
На индекс Хирша
молятся не только ученые, но и научные школы, вузы и различные
исследовательские организации. Хороший индекс Хирша означает высокое место в рейтингах,
доступ к грантам, больше пожертвований и инвестиций.
Проблема в том, что
опубликоваться в хорошем издании не так-то просто. Как и следовало ожидать,
спрос ученых на возможность напечатать статью рождает предложение.
Как это делается
Технология «угона»
научных журналов стала возможной с распространением интернета и появлением
таких систем индексации научных публикаций, как Scopus, Web of
Science и ряда других. Эти системы помогают ученым и научным
учреждениям оценивать качество и авторитетность публикаций, среди прочего
отслеживая цитируемость статей.
Само понятие hijacked
journal впервые появилось в 2012 году как одна из разновидностей
кибермошенничества. Пионерами в этой области были хакеры из развивающихся
стран. Сегодня бизнес поставлен на поток.
Существует несколько
типов «угона».
Первый и самый
трудный — взлом оригинального сайта настоящего издания. После создается клон,
который начинает работать под его именем. Иногда мошенникам удается не только
захватить сайт, но и получить возможность индексировать статьи в международных
базах данных.
Подобный «угон»
требует высоких навыков хакеров, а порой и сговора с кем-то в самой редакции.
Другой, более простой
вариант — создание клона журнала. Мошенники создают клоны сайтов с тем же
названием или незначительным прибавлением в конце. Полностью копируется
уникальный номер периодического издания (ISSN). После чего мошенники продают
авторам возможность опубликоваться. И авторы соглашаются. Ведь они получают
публикацию в журнале с тем же самым ISSN, как и у аутентичного журнала.
По словам эксперта
сообщества «Диссернет» и члена комиссии РАН по противодействию фальсификации
научных исследований Анны Абалкиной, сегодня существует более сотни журналов,
которые были скопированы: «В основном публикуются в таких изданиях индийские и
индонезийские авторы, но бывает, что встречаются и наши соотечественники. Так,
мы нашли в 2020 году в журнале-клоне несколько статей российских авторов. Но я
думаю, что их просто обманул посредник, обещавший публикацию в оригинальном
журнале».
Сколько можно заработать на «угоне» и клонировании
Проведенное Анной
Абалкиной исследование позволяет говорить о бизнесе с весьма внушительным
оборотом. Одно из последних изданий, «угнанных» в 2020 году, — Talent
Development and Excellence. Это узкоспециализированное нишевое издание было
«угнано» подчистую. За полгода мошенники успели опубликовать и проиндексировать
в Scopus 500 статей. Еще около сотни материалов было размещено на сайте, но они
не успели пройти индексацию.
Цена одной статьи —
тысяча долларов. За шесть месяцев мошенники заработали как минимум полмиллиона
долларов.
«Но это все же не
самый типичный случай, — отмечает госпожа Абалкина. — Как правило, цена
публикации в журнале-клоне на порядок дешевле. Однако мошенники клонируют не
один, а сразу десятки журналов, собирая урожай с каждого.
В том же «угнанном»
«Новом мире» — Novyi Mir Research Journal — принимают к публикации статью
за 24 часа. Оплата — 100 долларов через PayPal. Основным спросом пользуется
журнал у авторов из Индии, им название «Новый мир» ни о чем не говорит. Зато
индексируется в Web of Science.
К тому же вовсе не
нужно сбывать одну статью одному автору. В рунете существуют сайты-посредники,
которые продают соавторство в статьях. Можно зайти на такой сайт, выбрать
статью, которая понравилась, и купить соавторство. Оплатить картой. Через пару
месяцев публикация будет проиндексирована.
Сколько
зарабатывают посредники? По словам эксперта, стоимость статьи в хорошем журнале
доходит до 6 000 евро. В среднем при цене статьи в 1 000 евро
компания-посредник оформляет до 200 контактов ежемесячно. Это 2,5 миллиона евро
в год — по самым скромным оценкам.
Помимо того что бизнес
«угонщиков» и клонировщиков однозначно криминальный, он еще и наносит ущерб
науке. Попадание клонов в индексы приводит к путанице среди ученых, снижается
доверие к публикациям.
Для науки эта система
вредна еще и тем, что поддерживает слабых и некомпетентных ученых, которые
получают те же права, что и «легитимные» ученые, — права на должность, на
получение гранта, на преподавание. «В России за счет публикаций в
«журналах-хищниках» ученые из Казанского университета имеют по 100 публикаций в
индексируемых изданиях и считаются эффективными. Но это не так! — утверждает госпожа
Абалкина. — Они не пишут качественные статьи».
Не «угонщики», но «хищники»
Если журналы-клоны и
«угон» — это чистое мошенничество, то к «журналам-хищникам» претензии можно
выдвигать пока только этического свойства.
В последние годы из-за
того, что наука сильно интернационализируется за счет роста публикаций из
развивающихся стран, издания их этих регионов также начинают претендовать на
включение в базы. Это стало проблемой.
Как правило, в
развивающихся странах понятие академической этики достаточно расплывчато.
Результатом стало появление так называемых журналов-хищников. Это оригинальные
издания, но плохого качества, готовые публиковать что угодно за деньги.
В идеальном случае
процесс подготовки публикации выглядит так: ученый проводит исследование, затем
представляет его результаты на конференции, где выслушивает комментарии и
рецензии, дорабатывает или оформляет исследование в статью, которая
отправляется в журнал. В зарубежном издании статью могут отдать на
рецензию.
Во всех «похищенных»
журналах и «хищниках» нет системы рецензирования текстов — опубликовать можно
любую чушь.
Это плохая наука, но
хороший бизнес. Допустим, если номер журнала состоит из 10 статей, то за 12
месяцев при ценнике в 60 долларов за публикацию владельцы «журнала-хищника»
могут поднять до 7 200. Если таких журналов 100 — сумма легко достигает
миллиона.
Можно ли остановить «угоны» и клонирование?
Как утверждает эксперт
Анна Абалкина, одно из препятствий к разрешению проблемы — то, что ей никто
серьезно не занимается. «Оказалось, что в интернете есть несколько нерегулярно
обновляемых списков, есть список журналов-клонов на сайте Индийского комитета
по грантам и списки в нескольких научных статьях. И все».
Помимо того, что для университетов
и оригинальных журналов история с клонами, «угонами» и «журналами-хищниками»
означает финансовые потери в виде расходов на поощрение слабых ученых, для
науки как отрасли ситуация опасна тем, что ведет к искажению наукометрических
показателей ученых, университетов и страны.
Можно ли радикально
изменить ситуацию? Не так давно проблема «журналов-хищников» стала предметом
рассмотрения в комиссии РАН по противодействию фальсификации научных
исследований.
Всего в изученных
«хищных журналах» опубликовано около 23 700 публикаций российских авторов.
Девять журналов приняли к публикации заведомо лженаучные статьи, переведенные
компьютерными программами, в частности про «волновую генетику» и «новую
хронологию».
«К сожалению, многие
университеты понимают дословно необходимость публикаций в индексируемых
изданиях. У нас будут продолжаться истории, подобные случаю с Казанским
федеральным университетом и Российскиим экономическим университетом имени
Плеханова, которые стали лидерами по публикациям в «хищных журналах». Пока
будет существовать система премирования за статьи, это явление будет
развиваться и процветать», — говорит Анна Абалкина.
Но смогут ли сами люди
науки отказаться от системы финансовых поощрений за публикации?