http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=140c1904-d3a2-4e1f-b72a-17abe05ce085&print=1© 2024 Российская академия наук
СПРАВКА: Владимир Алексеевич Федоров – генеральный директор ЗАО Научно-производственное внедренческое предприятие «Турбокон», доктор технических наук.
Владимир Алексеевич, будущее энергетики многие связывают с технологией использования мирного атома, в том числе, с разработкой быстрых реакторов с замкнутым топливным циклом - БН -800.
В России, как обычно, есть уникальные разработки и бесценный опыт, но нет денег. К сожалению, подобная инновация пока не нашла поддержки со стороны правительства. Японцы уже купили у нас полностью весь опыт эксплуатации БН-600 , все технологии всего за 2,5 млн долларов. "Если же привлечь Иран к участию в создании этой новой самой современной технологии, то хорошие перспективы открываются для наших обеих стран", считает член комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валентин Иванов Как вы считаете, насколько плодотворным будет такое сотрудничество?
Могут ли подобные варианты стать альтернативой попыткам модернизации сферы науки и инноваций?
Насколько я знаю, развитием Минатома и его новыми проектами активно интересуется руководство нашей страны. В России большие традиции и научные заделы в области создания реакторов, существуют мощные проектные институты, которые уже достаточно хорошо проработали новые проекты реакторов и фактически готовы к созданию. Это касается нескольких различных типов реакторов. Думаю, идет торможение по финансированию. Это касается всех отраслей техники и нашей жизни. Все мы говорим, а фактически ничего не строим. Были отдельные попытки построить. В Санкт-Петербурге построили ПУ с теплофикационным отбором на турбине, но оказалось, что тепло в достаточном количестве некуда девать. В Бурятской республике три блока построили, но оказалось, что электроэнергию некуда и не по чему передавать. В Калининграде построили, а там газа нет. Так и получается, что даже когда есть деньги, появляется новая проблема: как найти применение тому, что возвели на эти деньги.
Крупные проекты необходимы, они могут быть в нескольких отраслях. В свое время была крупная атомная программа, в результате развивался не только Среднемаш, а развивалась вся страна. Крупных международных проектов в нашей стране в области создания и доведения их в области техники до логического завершения, я не помню.
Может ли реализация подобных проектов способствовать реальному развитию науки и инноватики?
У нас большой объем наработок в области создания реакторов. Будет желание - будет работа. Создаются новые поколения реакторов, новые механизмы, у нас есть производственные и мощные научные базы. В работах участвуют академические институты, и Курчатовский, и Физико-энергетический институт. Пока для атомной энергетики есть задел, пускать в такие разработки зарубежных партнеров, делать международные проекты достаточно опасно. Не знаю, насколько у нас хватит авторитета, умения работать и умения не переступить черту дозволенного в плане секретности, не делиться или делиться чем-то с иностранными государствами, но в определенных рамках. Каждая фирма имеет свое ноу-хау, а тут мы выдадим государственные разработки японцам, китайцам или иранцам?! Там где выдадим, там нам после этого нечего будет делать.