http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=14beec79-2e2f-41f9-b4b0-539b699e787d&print=1
© 2024 Российская академия наук

ОТ ИДЕИ ДО "МЕТАЛЛА"

19.06.2007

Источник: Тверская 13, Записал Юрий КОНОРОВ



Среди награжденных Госпремией за 2006 год немало видных ученых. Сегодня мы предоставляем слово одному из 12 лауреатов, академику РАН Владиславу Пустовойту

Мне очень приятно поделиться своей радостью - мы с академиком Юрием Гуляевым были удостоены Государственной премии в области науки и техники. Наша заслуга состоит в том, что мы впервые предложили использовать поверхностные волны в электронике. Я считаю, что это самый главный результат. Что такое поверхностные волны в электронике? Это означает, что все громоздкие контуры (помните, такие катушки использовались в приемниках, телевизорах) ушли в прошлое. Вместо них появились фильтры на поверхностных волнах.

Таким образом, вы встречаетесь с нашей продукцией во всем мире. Краткая история вопроса такова. Мы предложили эту идею еще в 1963 году. Затем опубликовали статью, а потом, спустя примерно 15 лет, наконец осознали, что это такое. После чего и начали делать много-много всего разного. Впервые они нашли свое применение в телевизорах. Стали выпускать цветные телевизоры без катушек, и это был большой прогресс. Затем они пошли на специальные предложения, это тоже было большим достижением. Например, локация удаленных объектов. Как вы понимаете, это и оборона, и научные исследования. Все это делалось с помощью наших поверхностных волн. Дело в том, что можно было сделать так называемые фильтры сжатия и растяжения, которые повышали сигнал во много раз. То есть сигнал, который приходит от цели, вы можете сжать его во времени в десять тысяч раз (!) и таким образом повысить дальность действия локационных систем. Вы представляете, что за этим стоит?! Поверьте, это достаточно серьезный результат. Ну, а потом, конечно, это мобильная связь. Она сегодня изменила весь наш мир, нашу психологию. Все это я бы отнес к одному направлению.

Второе направление, которым мы занимаемся с Юрием Гуляевым почти что сорок лет, - это акустооптика. Акустооптика означает, что у вас в твердом теле взаимодействует цветовое излучение с акустическими волнами. И здесь нам тоже удалось создать принципиально новое поколение приборов. Приборов, которые используются в космосе. Они, как вы, наверное, знаете, уже летали. Первый такой аппарат был запущен еще в 1987 году для исследования Земли из космоса. А именно для измерения спектральных характеристик подстилающей поверхности, главным образом океана. Я думаю, понятно, для каких именно задач это делалось? Но это было еще при советской власти. В 2000 году было создание российско-украинского спутника. На этом спутнике тоже стоял наш аппарат для исследования океана из космоса. Затем пошла целая серия различных приборов спектрального анализа.

Поскольку вашу газету читают не только одни специалисты, я позволю себе напомнить, что такое спектральный анализ. Обычно вы берете призму, и тогда падающий свет распадается в ней на свои составляющие. Или же вы используете дифракционную решетку, и в ней по разным направлениям разбегаются разной длины волны. Кроме того, имеются еще и интерфильтры, наконец, есть и Фурье-спектометр. Ну вот, пожалуй, и весь арсенал средств. Больше ничего не существует для того, чтобы получить спектральное распределение падающего светового излучения. Мы же предложили, и не только предложили, но уже и широко используем и успели доказать его эффективность - четвертый способ. А именно: в кристалле возбуждается звуковая волна, эта волна порождает так называемую фазовую дифракционную решетку, на которой дифрагирует свет. И тогда эта твердотельная, без механических движущихся частей компактная система решает задачу спектрального анализа. Так вот, такие приборы мы сейчас и создаем. Их достаточно много, и они решают многие задачи в самых разных областях - в науке, экологии. Кстати сказать, вначале мы сделали несколько приборов для военных, а сейчас мы будем их делать и для нужд нашего города - для анализа состава воздушной среды города.

Сейчас мы делаем такого рода приборы. Они пошли сегодня и в медицину, и экологию, они умеют определять даже качество алмазов. Я думаю, что нашим горожанам интересно будет знать, что с помощью этих приборов можно узнать, поддельное ли вы лекарство приобрели или же настоящее.

Поскольку мы представляем Академию наук, схема внедрения новаций такова: от первоначальной идеи, которая может выражаться в той же научной статье, а потом мы доводим проект до металла. Но финансовой мощности РАН недостаточно для того, чтобы тиражировать это новинку в достаточном объеме. Но я все же надеюсь, что в ближайшем будущем развитие инновационного процесса в России пойдет быстрее. Тем более что сегодня наше правительство и государство внимательно смотрят в сторону развития новых технологий. Я надеюсь, что мы тоже поучаствуем в этом процессе.

И еще хотелось бы сказать вот о чем. Мне довольно часто приходится бывать за границей и, пользуясь случаем выступления в газете правительства Москвы, мне хочется сказать теплые и искренние слова в адрес Юрия Михайловича Лужкова. Потому что все-таки облик Москвы сегодня приблизился, не без его активного участия, к лучшим обликам городов мира.

Это действительно так, и это просто удивительно, что удалось сделать за последние 10 - 15 лет: Москва неузнаваемо изменилась. Мы живем в прекрасном городе, где очень много замечательных уголков.