«ПЕРЕСТРОИТЬ ПОД НУЖДЫ XXI ВЕКА»
28.02.2018
Источник: Индикатор, 28.02.18
Что
нужно сделать с российской наукой по мнению «Лидера России»
Один
из победителей Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» Кирилл
Бабаев
Премия
«Просветитель»
Как
повысить КПД государственных денег, идущих на научные исследования, что не так
с грантами и с кого брать пример в управлении наукой, рассказал в интервью
Indicator.Ru победитель Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России»
Кирилл Бабаев.
—
На встрече с Владимиром Путиным вы говорили о том, что в России нужно
организовать эффективную систему научного менеджмента. Ваш рецепт?
—
Здесь точной программы вам никто не назовет. Существуют объективные задачи,
которые понятны всем, прежде всего руководству страны. Президент согласился с
тем, что этим необходимо заниматься. В нашей стране наука является одной из
последних больших сфер, которые еще предстоит перестроить под нужды XXI века. В
этом направлении правительством и администрацией президента активно ведется
работа, совместно с Российской академией наук. Безусловно, есть позитивные
сдвиги, но тем не менее это пока не окончательное решение всех проблем.
Мне
довелось много заниматься и научными исследованиями, и администрированием в
науке, работать заместителем директора Института языкознания, возглавлять
научное издательство, научный фонд. Довольно глубоко погружен в эту сферу и
вижу, что есть трудности, которые можно решить исключительно за счет создания
эффективной системы на государственном уровне. Во-первых, это повышение
эффективности расходования государственных средств. Сейчас они во многом
распыляются. Коэффициент полезного действия государственного бюджета, который
расходуется на науку, мог бы быть существенно выше. Во-вторых, это более
серьезное определение государственных приоритетов в каждой из подотраслей
науки, определение приоритетных направлений, по которым каждая дисциплина
должна развиваться. Наука же должна служить своей стране, и государство вместе
с научным сообществом должно выработать определенные направления, в которых
будет двигаться научная мысль. В-третьих, это проблема кадров. Несмотря на позитивные
изменения, по-прежнему происходит утечка кадров, многие молодые специалисты не
идут в науку по разным причинам. С этой проблемой тоже нужно системно бороться
на государственном уровне. Причём работа эта должна вестись совместно представителями
научного сообщества и теми, кто руководит администрированием науки в нашей
стране.
—
Вы говорите, что сейчас деньги распыляются. Вы что имеете в виду?
—
У государства есть бюджет на научные исследования, есть гранты научных фондов.
Проводится работа по изучению результативности этих грантов, но эта работа
могла бы быть более системной. Представьте себе корпорацию, в которой недостаточно
налажена система бюджетирования, система отчетности в расходовании средств, в
их аккумулировании и так далее.
—
Грантов недостаточно или они неправильно распределяются? Или вообще слишком
велика роль такой системы финансирования и исследователи вынуждены сидеть на
грантовой игле?
—
Бывает и так, что государственные деньги распределены, а работа не сделана.
Здесь ведь важен не процесс, а результат. Государство и общество имеют право
понимать, что деньги налогоплательщиков, которые выделяются на определенные
виды исследований, потрачены именно на эти исследования и больше никуда, что
работа выполнена в срок.
—
Как вы видите организацию науки с институциональной точки зрения, в плане
ведомств? Сейчас есть Минобрнауки, РАН, ФАНО, институты развития, «Сколково».
Это эффективная организация?
—
Сколково – это очень хороший пример, это наука действительно XXI века, в том
числе и с точки зрения менеджмента. Создание таких научных центров, в которых
работа происходит на значительно более высоком уровне эффективности – это самое
главное, что мы можем сделать. Очень многие научные институты до сих пор плохо
оборудованы, не могут предоставить ученым нормальных условий для научной
работы. Я считаю, что создание научных центров, в которых ученые могли бы
трудиться в качественных условиях с хорошим оборудованием, возможностью
взаимодействовать друг с другом и, в том числе, с коллегами из смежных дисциплин
– это идеальная структура для научных прорывов.
Другой
хороший пример – Высшая школа экономики. Она аккумулирует ученых из многих
областей знания, это и гуманитарные науки, экономические дисциплины, создает
специальные центры и лаборатории, ученые могут взаимодействовать как со своими
коллегами, так и с партнерами по другим научным сферам. Все это способствует
быстрому движению научной мысли. Мы знаем из истории, что крупнейшие открытия
часто возникают там, где возможно междисциплинарное взаимодействие. И это необходимо
предусмотреть.
—
А что делать с ведомствами?
—
Совсем недавно Андрей Александрович Фурсенко сказал, что альтернативы РАН на
сегодняшний день не существует. Это действительно так. То, что Академия сейчас
находится в процессе реформирования, это безусловно правильно, поскольку РАН
должна идти в ногу со временем и изменяться вместе с очень быстрым изменением
научной среды, в которой ученым приходится работать. Этот процесс не быстрый,
но он подлежит некой долгосрочной программе изменений, и рано или поздно
Академия станет современной и будет отвечать вызовам XXI века.
—
Кто, на ваш взгляд, должен управлять наукой? В Академии считают, что наукой
должны управлять ученые. Полярная точка зрения состоит в том, что это должны
быть эффективные менеджеры, иначе РАН будет и далее пребывать в стагнации, в
которой находилась в последнее время. И есть точка зрения, которая объединяет
первые две. Надо взять ученых, директоров институтов, обучить их менеджменту и
вернуть в институты управлять наукой. Что вы об этом думаете?
—
Считаю, что совмещение двух точек зрения абсолютно возможно. В результате
многих лет работы в качестве и ученого, и управленца у меня сформировалась
комбинация компетенций, которая и позволяет видеть то, что происходит в научной
среде, и с позиции менеджера, и с позиции ученого. Я болею за науку как
исследователь, и в то же время могу представлять себе, в каком направлении ее
нужно развивать и менять. Таких людей не очень много, но они есть в каждой
дисциплине. Как правило это люди, которые занимаются и исследованиями, и
администрированием. Они возглавляют кафедры, институты, лаборатории, у них есть
управленческий опыт наряду с научным, они глубоко погружены в научную среду и
прекрасно знают проблемы, которые предстоит решать, с управленческой точки
зрения. Именно этих людей государство сейчас должно привлекать, а сами они
должны быть готовы к конструктивному взаимодействию.
—
Какое место вы видите для себя?
—
Я могу лишь предложить государству свои компетенции, а уже ему решать, где оно
их может использовать. Возьмусь за ту работу, которая мне будет предложена,
если она соответствует моему опыту, моим навыкам, если я точно знаю, что могу
принести пользу.
—
На встрече с президентом вы заявили, что организация науки должна быть более
эффективной. Ваша беседа получила какое-либо продолжение?
—
Сейчас проходят встречи, в том числе встречи с наставниками конкурса «Лидеры
России». Все, конечно, не может решиться в один день, но у меня уже были
интересные беседы, консультации на очень высоком уровне. Буду рад, если
государство сможет востребовать навыки победителей конкурса «Лидеры России».
Встреча
Путина с победителями конкурса «Лидеры России»
—
Какие у вас впечатления от Владимира Путина?
—
Очень позитивные, прежде всего по-человечески. Он был очень конструктивен,
очень обаятелен, хорошо держит аудиторию. Прекрасно представляет себе, о чем
идет речь, будь то экономика, образование или наука. В этом смысле нам всем
было очень интересно. Первоначальное волнение довольно быстро исчезло благодаря
его умению вести разговор, создать позитивную атмосферу.