Истеблишмент видит брэндами России XXI века энергоресурсы и науку
18.12.2006
Источник: Sciencerf.Ru,
по материалам журнала "Прямые инвестиции"
Представители российской элиты считают, что товарными символами России XXI века станут энергоресурсы и научные технологии. Брэнды XIX-XX веков - космос, литература, лес и зерно - остались в прошлом.
Агентство маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research выявило набор основных товарных символов России XIX, XX и XXI веков путем экспертного опроса респондентов-лидеров в трех группах - бизнес, власть, общество. В исследовании приняли участие 45 представителей российского истеблишмента. Им был предложен открытый вопрос (без вариантов ответов): "Что, с вашей точки зрения, было, есть и будет характерным для России материальным либо интеллектуальным товарным символом в общемировом масштабе?"
Единственный товарный символ, который присутствует в числе лидеров каждого века, - "природные ресурсы". И тем не менее, представители российской элиты считают, что товарным символом России XXI века станут не только энергоресурсы, но и научные технологии.
"Образ любой страны складывается из множества характеристик и составляющих,- говорит президент Magram Market Research Марина Малыхина. - На него всегда полезно взглянуть как со стороны, так и изнутри. Проведенное нами исследование позволяет получить "наброски к портрету" образа России. Это, по сути, срез того, что мы думаем о самих себе".
Среди символов России XIX века наиболее часто упоминаемыми стали зерно, лес и литература. У представителей группы "бизнес" по частоте упоминаний первое место заняло зерно, второе - икра, третье - водка. У представителей группы "власть" первое место также заняло зерно, второе место распределилось между икрой, лесом, водкой и литературой. За счет этого третье место оказалось невыраженным. Представители "общества" на первое место поставили литературу, и лишь на второе и третье зерно и лес.
Набор символов во всех трех группах схож, однако выявляются приоритеты при ранжировании, обусловленные социальной нишей и менталитетом представителей различных социальных ниш. Бизнесмены рассматривают образ России с точки зрения хозяйственника, для которого важен хорошо и выгодно продаваемый материальный товар. Представители власти - со сходной точки зрения, не забывая при этом и об интеллектуальном продукте.
Среди символов XX века наиболее часто упоминался космос, второе место заняла русская икра, третье - "Калашников". Причем среди группы "бизнес" на первом месте по частоте упоминаний оказалась водка, второе разделили космос и икра, на третьем оказался "Калашников". Представители группы "власть" одинаково часто упоминали космос и "Калашников", которые поделили первое место, на втором - оружие, на третьем - "Калашников" и нефть. В группе "общество" наибольшей частотой упоминаний пользовался газ, на втором месте оказался балет, на третьем - икра.
Среди наиболее часто упоминаемых символов XXI века мнения трех групп оказались значительно более схожими. Первое место заняла нефть, второе - новые (научные, космические) технологии, третье - газ. Также значительный вес имеют схожие ответы (полезные ископаемые, природные ресурсы, ракето- и самолетостроение, наука).
Таким образом, складывается довольно четкий образ России для трех веков: XIX век - продукты первичного сектора (зерно, лес) и литература. XX век - космос, икра и "Калашников", XXI век - сырье (нефть, газ) и технологии. Несмотря на печальную констатацию представителями всех трех групп того, что одним из символов России в XX веке является оружие, обнадеживает вера в то, что в XXI веке Россия будет одним из лидеров по поставке на мировой рынок интеллектуального товара.