http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=15f9a34e-39b2-464c-a5fc-701981202be9&print=1
© 2024 Российская академия наук

Дебил при “айфоне” уверен, что Солнце вращается вокруг Земли, — и счастлив

12.02.2011

Источник: МК, М.Ганапольский

То, что вы прочитаете далее, не фантастика и не обман.


Итак, треть россиян (32%) считают, что Солнце — это спутник Земли. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки. Социологи отмечают, что по сравнению с 2007 годом количество россиян, считающих, что Солнце вращается вокруг нашей планеты, не только не уменьшилось, но возросло — в прошлый раз такой ответ дали 28% респондентов.

Опрос ВЦИОМ на самом деле был более широк, он показал удивительные результаты и по другим вопросам: например, 8% полагают, что ядро Земли холодное, 11% считают, что радиоактивное молоко становится безопасным после кипячения, а 55% уверены, что саму радиоактивность сотворили люди, а до людей ее не было.

Кстати, в том, что кислород вырабатывают растения, в прошлом году были уверены 83% граждан, однако за год часть из них в этом разуверились, и сейчас лишь 78% опрошенных благодарны растениям за то, что можно вдыхать полезный кислород без всяких ограничений.

В эти цифры не верится!

Как такое может быть?

Как может по России так уверенно шагать невероятная волна дебилизации?

Это вопрос не праздный, потому что мир вообще и наша российская жизнь в частности устроены так, что знания тебе преподносятся на тарелочке.

Зайдите в любой книжный магазин. Вы хотите что-то узнать про Солнце или про земное ядро? Нет проблем! Перед вами великолепно изданные атласы с яркими картинками всех размеров и на любой кошелек. Хотите что-то посерьезнее? Полки научных изданий ломятся от лучших книг всемирно известных популяризаторов науки.

Если бы сегодня был жив Яков Исидорович Перельман, великий советский популяризатор науки, — помните: “Занимательная физика”, “Занимательная геометрия”, “Далекие миры”... Так вот, если бы он был жив, то сразу бы застрелился от зависти, потому что его книжечки, которые издавались на серой бумаге в черно-белом сиротском варианте, не идут ни в какое сравнение с современными роскошными альбомами. Правда, если сравнить тиражи книг Перельмана и этих красивых альбомов, то стреляться придется уже их авторам, потому что тиражи у них по пять тысяч экземпляров, а у Якова Исидоровича были миллионные.

Но главное отличие было в том, что Перельмана читали!

И тут мы подходим к удивительному парадоксу нынешней эпохи: знания лежат на тарелке, но тарелка нетронута.Домашние полки распухают от богато иллюстрированных научных альбомов ценой под три тысячи рублей, в любом телевизоре канал “Дискавери” отчаянно борется за рейтинг с “Нейшенлджиографик”, к ним добавляются подобные каналы отечественного производства. Весь этот популяризаторский мир прямо кричит: “Прочитай меня, посмотри меня!”

Но потом социологи проводят очередной опрос, и выясняется, что в Солнце как спутник Земли стало верить большее число граждан.Подобный эффект я уже наблюдал в советские времена.

Помнится, СССР разродился знаменитой “Библиотекой всемирной литературы” — огромным многотомным изданием, охватывающим лучшие литературные творения человечества. Важно, что авторы этого циклопического издания выбирались — в кои-то веки — не по принципу идеологического соответствия, а по реальной роли в мировой культуре. Чтобы получить эту гору книг, советские люди использовали связи и взятки. Но до сих пор я бываю в домах, где эта “Библиотека” стоит нетронутой, и ее готовы тебе просто подарить, потому что читать ее некогда. Как говорят мне хозяева, “времени сидеть на диване и читать книгу у нас нет, а если что-то нужно будет узнать, то есть Интернет”.

Да, Интернет — это величайшее творение человечества — у нас есть. Если что-то нужно узнать, то достаточно одного нажатия на клавишу. И тогда немедленно откроются “гуглы”, “яндексы” и “рамблеры”, немедленно распахнется “Википедия”. И все они выплеснут на нас океаны знаний, причем строго систематизированные и проиллюстрированные.

Стоят они, готовые раскрыться и выплеснуться, но... никто на нужную клавишу не нажимает.

Нет, конечно, нажимают, еще как нажимают. Количество запросов в справочных системах и электронных энциклопедиях достигает астрономических величин, но оно имеет фатальный секрет — в Интернете люди спрашивают лишь то, что им интересно и нужно, а им всегда нужно что-то свое. И это “свое” не имеет никакого отношения к главному принципу образования — получение нового материала, предоставляемого на основе учебных принципов. Еще раз повторю: именно учебных принципов.

А их отличие от личного принципа выбора информации заключается в том, что ты получаешь не то, что хочешь знать, а то, что должен (!) знать. То, что должен знать человек, живущий в XXI веке.

Давайте скажем прямо: те 32%, которые когда-то прогуляли урок астрономии либо не прочитали книгу Якова Перельмана, никогда не узнают, что Земля — это спутник Солнца. И не узнают именно потому, что сами думают наоборот, а спросить об этом Интернет у них просто нет повода.

Они ходят на работу, воспитывают детей, смотрят “Аватар” в 3D, но абсолютно ничто в их жизни не связано с вопросом, что вокруг чего вращается. И они никогда никого не спросят об этом. И умрут в глубокой старости со счастливой улыбкой на лице в окружении правнуков.

Знать, что Земля вращается вокруг Солнца, совсем необязательно!

Люди жили сотни тысяч лет без этого знания. Потом наука перевернула мир. Потом появились “айфоны”, “википедии” и “гуглы”. Но потом они снова перевернули мир, сказав человеку: “Не парься, чувак, все знания у нас, а мы рядом... если будем нужны!..”

Благодарный человек ответил: “Как только, так сразу!..” И на этой фразе человек и знания разошлись в разные стороны.

Печальный и тревожный парадокс нынешнего времени: все больше побеждает точка зрения, что молодому человеку нужно дать только какие-то “базовые” знания, а остальное он “наберет сам”.

Не наберет!

Он окончит школу, даже институт, потом станет каким-то узкопрофильным специалистом, далее достигнет немыслимых вершин в своем деле, ежедневно углубляя это дело новыми знаниями из Интернета.

Но он никогда не сделает шаг вправо или влево. Ему никогда не придет в голову у кого-то спросить, что вокруг чего вращается, потому что он уверен, что Солнце — это спутник Земли, и сомневаться в этом повода нет.

Вы будете смеяться, но современный компьютер и даже сам Интернет можно создать, будучи уверенным, что Солнце — это наш спутник. Для создания этих ныне основополагающих вещей знать правду о Солнце необязательно. Да, нужно знать физику, математику, геометрию, еще что-нибудь. Но про Солнце можно не знать.

Вывод тревожен: наступает время узкоспециализированных дебилов, которые будут гениями в своем “углу”, но будут уверенными, что у коровы четыре соска, ибо она дает четыре вида молока — обычное, пастеризованное, кипяченое и сгущенное.Это может показаться смешным, но это трагическая тенденция нашего времени — мы можем прожить жизнь, так половины ее не увидев и не узнав.

Не следует думать, что цель моих размышлений — “наезд” на общеобразовательную школу, хотя известно, что во многих школах ликвидированы уроки астрономии и географии. Я не специалист в методике школьного образования, но я журналист, который видит статистику и понимает, чем грозят ее цифры.

И если количество тех, кто считает, что Солнце вращается вокруг Земли, выросло в России на четыре процента — это серьезнейший повод для размышлений тех, кто определяет принципы школьного образования, потому что именно в школе объясняют, что вокруг чего вращается. Именно в школе рассказывают те элементарные вещи, без которых ты можешь состояться как специалист, но никогда не состоишься как человек. Быть узким специалистом и широко образованным человеком — две разные вещи.Конечно, американцы обязательно сделают для нас новый “айфон”, корейцы — новый компьютер, а японцы — новую удобную машину. Но что для себя мы сделаем сами, если будем уверенными, что Земля стоит на трех слонах?

А слоны на черепахе.