ВЫБОР НОВОГО МИНИСТРА ДИКТУЕТ ПРОЕКТНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
12.04.2018
Источник: Независимая газета, 12.04.18
Наталья Савицкая
Кандидатур на пост руководителя называется много, а
назначение может быть неожиданным
Чем ближе инаугурация президента, тем больше
разговоров о том, что будет с Министерством образования и науки РФ. В СМИ
появились сообщения о скорой отставке Ольги Васильевой и разделении
министерства на два: «образования» и «науки». «НГ» уже неоднократно озвучивала
версию разделения и называла возможных претендентов, способных их возглавить.
Попробуем разобраться, что стоит за новыми слухами.
Начнем с вопроса: зачем делить на два? Если не брать
пока во внимание финансово-экономические аспекты и эффективность управленческих
решений, а рассматривать ситуацию исключительно с точки зрения развития
модернизации образования, то ситуация деления может быть вызвана разностью
задач. Разница растет даже не только между ними, но и между школой и вузом,
несмотря на объединение яслей и университетов в единые образовательные
комплексы (как это у нас сейчас модно).
Сама связка школа–вуз делает последний главным и
высшим достижением маленького человека, поступить в вуз становится основной
целью всего учебного процесса. И ЕГЭ, кстати, закрепляет это. Школа сегодня
вязнет в спорах консерваторов и либералов. Экономисты-реформаторы с их модными
теориями, диктующие, каким быть школьному образованию, воспринимаются консервативно
настроенными кругами как варяги. Появление «школьных стрелков» и деструктивных
сект и движений вынуждает переосмыслить воспитательную работу в школе. Ого,
оказывается, детей надо не просто занимать сбором роботов, а еще и давать
правильную духовно-интеллектуальную пищу!
А наука ощущает на себе притирку фундаментальной науки
и активно вмешивающихся прикладных исследований, перед ней остро встают вопросы
конкуренции на международном научном поле, от нее требуют результатов и так
далее. И зачем ей дополнительное обременение в виде неустойчивой системы
высшего образования, у которой сейчас много сил забирает очищение от
псевдообразования, в которую вторгается онлайн-образование, и все явственней ее
чрезмерное увлечение цифрой. Одним словом, проблемы копятся. И уже ясно, что
разобраться с ними отдельным министерствам будет легче.
Теперь обратимся к вопросу о лидерах. Недавно
профильная «Учительская газета» обнародовала свой список претендентов на этот
пост в возможном министерстве науки. Среди кандидатов называют действующего
заместителя министра образования и науки РФ Григория Трубникова, экс-министра
Дмитрия Ливанова, генерального директора Агентства стратегических инициатив
(АСИ) Светлану Чупшеву.
Что касается Григория Трубникова, здесь стоит
упомянуть о том, как происходило его прежнее назначение. Как известно «НГ» от
источников в академических кругах, должность замминистра по науке предлагали и
другим заслуженным и даже известным ученым. И многие академики отказались. С
трудом уговорили Григория Трубникова. Дальнейшая его работа в составе нынешнего
министерства показала, что при решении некоторых сложных вопросов академику
Трубникову как руководителю не удалось продемонстрировать железную политическую
волю, какое-то особое рвение и горение. Ему, похоже, ближе рабочая тишина
научной лаборатории, нежели суета министерских будней, споров с разной
общественностью и бесконечных вояжей.
Что касается Дмитрия Ливанова, то здесь остается
вспомнить, что войти в одну реку дважды не удавалось никому. И сложным для
восприятия академического мира стало бы назначение Светланы Чупшевой. При всех
заслугах АСИ перед руководством страны назначить молодого экономиста,
вчерашнего банкира, руководить маститыми академиками – решение, в значительной
степени авантюрное. Хотя здесь многое будет зависеть от подхода к деятельности
самого министра. Она ведь может быть и открыто представительской, а решения
могут принимать другие ключевые фигуры (или команды). Наш прогноз – все-таки
это будет лицо из мира науки. Опять будут беседы с академиками и скорее всего –
молодыми.
Переходим к претендентам на пост министра образования.
Среди возможных кандидатов учительское издание называет депутатов Любовь
Духанину и Алену Аршинову. Биографии этих женщин, несмотря на разницу в
возрасте, похожи тем, что они обе целенаправленно на протяжении какого-то
времени выстраивали целую стратегию восхождения на высокий пост. Успешно
реализовались в большой проектной деятельности и зарекомендовали себя сначала
активными общественниками, а затем – отличными партийцами. Вся их карьера – это
как пуск ракеты, быстрое попадание в цель.
Чуть больше интереса вызывает фигура директора
международного детского центра «Артек» Алексея Каспржака. «Артеку» приписывают
создание «новой и уникальной модели образования». Если у кого-то из влиятельных
высоких чиновников появилось острое желание транслировать этот опыт на всю
Россию, то назначение Каспржака прогнозируемо.
Неожиданными всегда бывают назначения политиков из
регионов. Все помнят приход в большую политику нынешнего мэра Москвы Сергея
Собянина. В таком случае успешный опыт работы в регионе просто обязателен.
Также ориентация на цифровую экономику и на проектный
способ управления образованием подсказывает, что выбор может пасть на молодого
кандидата. Поэтому не случайно в список «подозреваемых» лиц сегодня попала
Елена Шмелева. Она была вице-президентом благотворительного фонда «Система», а
сегодня является руководителем фонда «Талант и успех», открывшего в Сочи
образовательный центр «Сириус».
В любом случае
на пост министра в настоящее время не может прийти человек с собственной позицией
и не член команды. Кто бы ни пришел, все будет идти как и ранее, по намеченным
прежде планам.