ВЫБОР НОВОГО МИНИСТРА ДИКТУЕТ ПРОЕКТНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

12.04.2018

Источник: Независимая газета, 12.04.18 Наталья Савицкая



Кандидатур на пост руководителя называется много, а назначение может быть неожиданным

Чем ближе инаугурация президента, тем больше разговоров о том, что будет с Министерством образования и науки РФ. В СМИ появились сообщения о скорой отставке Ольги Васильевой и разделении министерства на два: «образования» и «науки». «НГ» уже неоднократно озвучивала версию разделения и называла возможных претендентов, способных их возглавить. Попробуем разобраться, что стоит за новыми слухами.

Начнем с вопроса: зачем делить на два? Если не брать пока во внимание финансово-экономические аспекты и эффективность управленческих решений, а рассматривать ситуацию исключительно с точки зрения развития модернизации образования, то ситуация деления может быть вызвана разностью задач. Разница растет даже не только между ними, но и между школой и вузом, несмотря на объединение яслей и университетов в единые образовательные комплексы (как это у нас сейчас модно).

Сама связка школа–вуз делает последний главным и высшим достижением маленького человека, поступить в вуз становится основной целью всего учебного процесса. И ЕГЭ, кстати, закрепляет это. Школа сегодня вязнет в спорах консерваторов и либералов. Экономисты-реформаторы с их модными теориями, диктующие, каким быть школьному образованию, воспринимаются консервативно настроенными кругами как варяги. Появление «школьных стрелков» и деструктивных сект и движений вынуждает переосмыслить воспитательную работу в школе. Ого, оказывается, детей надо не просто занимать сбором роботов, а еще и давать правильную духовно-интеллектуальную пищу!

А наука ощущает на себе притирку фундаментальной науки и активно вмешивающихся прикладных исследований, перед ней остро встают вопросы конкуренции на международном научном поле, от нее требуют результатов и так далее. И зачем ей дополнительное обременение в виде неустойчивой системы высшего образования, у которой сейчас много сил забирает очищение от псевдообразования, в которую вторгается онлайн-образование, и все явственней ее чрезмерное увлечение цифрой. Одним словом, проблемы копятся. И уже ясно, что разобраться с ними отдельным министерствам будет легче.

Теперь обратимся к вопросу о лидерах. Недавно профильная «Учительская газета» обнародовала свой список претендентов на этот пост в возможном министерстве науки. Среди кандидатов называют действующего заместителя министра образования и науки РФ Григория Трубникова, экс-министра Дмитрия Ливанова, генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлану Чупшеву.

Что касается Григория Трубникова, здесь стоит упомянуть о том, как происходило его прежнее назначение. Как известно «НГ» от источников в академических кругах, должность замминистра по науке предлагали и другим заслуженным и даже известным ученым. И многие академики отказались. С трудом уговорили Григория Трубникова. Дальнейшая его работа в составе нынешнего министерства показала, что при решении некоторых сложных вопросов академику Трубникову как руководителю не удалось продемонстрировать железную политическую волю, какое-то особое рвение и горение. Ему, похоже, ближе рабочая тишина научной лаборатории, нежели суета министерских будней, споров с разной общественностью и бесконечных вояжей.

Что касается Дмитрия Ливанова, то здесь остается вспомнить, что войти в одну реку дважды не удавалось никому. И сложным для восприятия академического мира стало бы назначение Светланы Чупшевой. При всех заслугах АСИ перед руководством страны назначить молодого экономиста, вчерашнего банкира, руководить маститыми академиками – решение, в значительной степени авантюрное. Хотя здесь многое будет зависеть от подхода к деятельности самого министра. Она ведь может быть и открыто представительской, а решения могут принимать другие ключевые фигуры (или команды). Наш прогноз – все-таки это будет лицо из мира науки. Опять будут беседы с академиками и скорее всего – молодыми.

Переходим к претендентам на пост министра образования. Среди возможных кандидатов учительское издание называет депутатов Любовь Духанину и Алену Аршинову. Биографии этих женщин, несмотря на разницу в возрасте, похожи тем, что они обе целенаправленно на протяжении какого-то времени выстраивали целую стратегию восхождения на высокий пост. Успешно реализовались в большой проектной деятельности и зарекомендовали себя сначала активными общественниками, а затем – отличными партийцами. Вся их карьера – это как пуск ракеты, быстрое попадание в цель.

Чуть больше интереса вызывает фигура директора международного детского центра «Артек» Алексея Каспржака. «Артеку» приписывают создание «новой и уникальной модели образования». Если у кого-то из влиятельных высоких чиновников появилось острое желание транслировать этот опыт на всю Россию, то назначение Каспржака прогнозируемо.

Неожиданными всегда бывают назначения политиков из регионов. Все помнят приход в большую политику нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина. В таком случае успешный опыт работы в регионе просто обязателен.

Также ориентация на цифровую экономику и на проектный способ управления образованием подсказывает, что выбор может пасть на молодого кандидата. Поэтому не случайно в список «подозреваемых» лиц сегодня попала Елена Шмелева. Она была вице-президентом благотворительного фонда «Система», а сегодня является руководителем фонда «Талант и успех», открывшего в Сочи образовательный центр «Сириус».

В любом случае на пост министра в настоящее время не может прийти человек с собственной позицией и не член команды. Кто бы ни пришел, все будет идти как и ранее, по намеченным прежде планам.

 

 



©РАН 2024