http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=167dd02c-700f-40c1-b64d-04739a528eaa&print=1
© 2024 Российская академия наук

Болонский процесс пошел

17.10.2007

Источник: Российская газета, Мария Агранович

Андрей Фурсенко верит в конкурентоспособность российских дипломов в Европе

В РАМКАХ национального проекта "Образование" в прошлом году были созданы два новых крупных федеральных университета - в Сибири (Красноярск) и на юге России (Ростов-на-Дону). Новые университеты должны в первую очередь заняться подготовкой кадров для крупных инновационных проектов, а также подготовкой ученых, способных развивать современные технологии

Два федеральных университета - это на самом деле две экспериментальные площадки для вузовской реформы. Изменить ситуацию повсеместно, начать модернизацию высшего образования во всех вузах страны одновременно невозможно. Разумнее попытаться сначала это сделать в нескольких "точках роста"

О том, что планы серьезны и отступать от задуманного эксперимента по модернизации высшего образования никто не собирается, говорит хотя бы то, что попечительские советы обоих университетов возглавляет курирующий национальные проекты первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев.

На вопросы о судьбе федеральных университетов отвечает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Российская газета

Андрей Александрович, насколько актуально для российского высшего образования участие в Болонском процессе? Поможет ли это модернизации российского высшего образования?

Андрей Фурсенко

Россия подписала Болонскую конвенцию, поэтому интеграция нашей системы высшего профессионального образования в мировую - при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования.

Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования в стране, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран

Минобрнауки России еще три года назад, в декабре 2004 года, провело заседание коллегии по вопросу "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации", на которой был одобрен соответствующий план мероприятий, впоследствии утвержденный приказом министерства

РГ: Не могли бы вы поподробнее рассказать об этом плане?

Фурсенко

Он предусматривает введение двухуровневой системы высшего профессионального образования, введение системы зачетных единиц для признания результатов обучения, создание сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов. Необходимо внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Нам надо ввести в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичные европейскому приложению. И никак не обойтись без создания условий для развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Министерством проводится работа по инновационной деятельности вузов по переходу на систему зачетных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса, усиления роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников. Сейчас в инновационной деятельности участвуют более 50 вузов. Кроме того, мы разрабатываем подходы к формированию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которые планируется обсудить на коллегии в конце этого года. При этом совершенствуется система контроля качества, в системе высшего образования введены новые аккредитационные показатели.

РГ: В России появились два федеральных университета, ставших своего рода экспериментальными площадками. Что принципиально отличает федеральный университет от обычного вуза?

Фурсенко

Сибирский федеральный университет и Южный федеральный университет - это попытка реализовать конкретное направление приоритетного национального проекта "Образование". Это направление называется - "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня". Базой для этих университетов явились действовавшие вузы Сибирского и Южного федеральных округов, регионов России, отличающиеся по основным социальным и экономическим характеристикам.

Необходимость организации в Красноярске качественно нового ведущего крупного университета обоснована задачами социально-экономического развития Сибири, направленными на трансформацию сырьевой экономики в эффективную и высокотехнологичную, что является логическим продолжением инвестиционных программ развития Сибири и Дальнего Востока и отражает современные тенденции развития экономики, основанной на знаниях

Создание в Ростове-на-Дону и Таганроге нового университета обосновано теми же задачами, но с учетом особенностей юга России - сельскохозяйственного региона со сложными этническими проблемами.

Решение этих масштабных задач возможно лишь на пути создания качественно нового типа организации - университета сильного в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом плане. Новые университеты должны стать полигоном для отработки новых моделей организации научно-образовательной деятельности, обладать большей чувствительностью к потребностям государства, общества и личности.

РГ: Что вы думаете о будущем федеральных университетов? Смогут ли они стать нашими Гарвардами?

Фурсенко

шансы у них есть. Вот, смотрите, программы развития университетов на период до 2010 года включают в себя модернизацию образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности, развитие инновационного и кадрового потенциала, модернизацию аудиторного фонда. Для реализации всего этого только в 2007 году каждому университету выделены достаточные средства федерального бюджета.