http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1702689f-0c54-4d73-826a-42b26abbed0b&print=1© 2024 Российская академия наук
- Сергей Михайлович, вузы Югры и в частности СурГУ мониторинг прошли успешно?
- За все вузы Югры отвечать не берусь, это было бы с моей стороны, по меньшей мере, не корректно. Данные мониторинга опубликованы в открытых источниках, любой может с ними познакомиться и сделать свои выводы. Что касается Сургутского государственного университета, то наш вуз мониторинг прошёл успешно. В этом году перечень критериев был расширен. Оценивалась образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство выпускников и кадровый состав. Эффективным считается учебное заведение, показатели деятельности которого не ниже установленных пороговых значений как минимум по четырём позициям. У СурГУ со знаком плюс пять критериев, некоторые с превышением в разы. Например, у нас сильный профессорско-преподавательский состав: более 70% преподавателей имеют учёную степень кандидатов или докторов наук.
- Но два пункта все-таки не дотягивают до нормы, какие именно?
- Да, по двум критериям наши результаты пока несколько ниже, чем хотелось бы - это международная деятельность и трудоустройство выпускников. Но, во-первых, отставание незначительное. Например, по показателю «трудоустройство» всего 0,6 %, то есть более 97 % выпускников университета успешно находят работу. Во-вторых, есть ряд объективных причин, не позволяющих нам пока выполнить все семь показателей (таких вузов в Югре, кстати, нет). Тем же иностранным студентам (показатель международной деятельности) необходимо обеспечить безопасность и определенную комфортность проживания, то есть нужно отдельное общежитие. Нам сегодня не хватает мест даже для соотечественников. Ежегодно до 500абитуриентов отказываются поступать в СурГУ только из-за того, что нет мест в наших общежитиях. Но мы ищем пути решения этой проблемы, предпринимаем определенные организационные меры, и, надеюсь, нам удастся расширить наше международное сотрудничество.
- Продолжим тему сотрудничества. Буквально неделю назад губернатор Югры Наталья Комарова приняла участие в заседании совета по организации сотрудничества между правительством ХМАО, Российской академией наук и предприятиями ТЭКа. Вы тоже присутствовали на этом совещании. Расскажите, пожалуйста, подробнее, о чем там шла речь, и какая роль отводится Сургутскому госуниверситету?
- В декабре прошлого года между правительством ХМАО-Югры и РАН было подписано соглашение о сотрудничестве в области фундаментальных и прикладных исследований по актуальным для региона направлениям. Конечно же, в первую очередь, это касается добычи и переработки углеводородов. На координационном совете были намечены конкретные шаги по реализации этого соглашения. Так, до конца июня должны быть сформированы рабочие группы по приоритетным направлениям. Это разработка новых технологий разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов (одна из самых актуальных проблем добывающих компаний), это создание новых технологий и оборудования переработки попутного газа с получением синтетической нефти, моторных топлив и продуктов нефтехимического синтеза, это разработка высокопроизводительных программных продуктов для моделирования процессов разведки, добычи и транспортировки углеводородов на основе использования суперкомпьютеров и так далее. Всего определено девять перспективных направлений.
Запланировано создать в округе «Баженовский научный полигон», для апробации инновационных технологий поиска, разведки и разработки трудноизвлекаемых запасов. К сентябрю должен быть подготовлен перечень мероприятий и научно-практическая программа работ на этом полигоне. Также в Югре будет открыто отделение РАН с размещением научно-лабораторного комплекса на базе вузов, в том числе, и СурГУ. Этот процесс должен завершиться к концу 2015 года.
Предприятия ТЭКа при этом не только ставят задачи для науки, они являются полноценными участниками сотрудничества, так как отраслевые научные организации также будут привлекаться к исследованиям. Таким образом, происходит концентрация научного, образовательного, финансового потенциала, идёт создание технологических платформ, на базе которых впоследствии может сформироваться консорциум, объединяющий РАН, предприятия, вузы, научные организации. Эффективность такой формы доказана мировой практикой.
Какова роль Сургутского госуниверситета? Я вижу два направления нашей деятельности. Первое – участие учёных СурГУ и нашей лабораторной базы в научных исследованиях. И второе – подготовка высокопрофессиональных кадров, способных разрабатывать новые технологии и обладающих необходимыми компетенциями для внедрения этих технологий в производство.
- Лабораторный комплекс должен быть создан к концу 2015 года, то есть, на это отводится всего чуть больше года? Хватит ли времени и ресурсов?
- Этот комплекс не будет создаваться с нуля. В Сургутском государственном университете уже есть определенный задел, ведь мы всегда осознавали свою роль регионального вуза и соответственно развивали научно-лабораторную базу с учетом территориальной проблематики.
У нас давно налажены тесные контакты с различными структурами Российской академии наук, реализуются совместные проекты. Так, на базе Политехнического института СурГУ совместно с Научно-исследовательским институтом системных исследований (НИИСИ) РАН в прошлом году создан Научно-образовательный центр "Суперкомпьютерное моделирование в нефтегазовом секторе", открыта лаборатория высокопроизводительной вычислительной техники, оборудованная вычислительным комплексом АПК-5 производительностью 5,3 Терафлопс. Установлено необходимое программное обеспечение, сотрудники университета прошли стажировку в НИИСИ РАН. Так что лаборатория уже сегодня готова к выполнению практических задач.
Весной этого года мы подписали соглашение с Институтом химии нефти Сибирского отделения РАН о создании совместной лаборатории на базе нашего Института естественных и технических наук, открытие запланировано на сентябрь. Там будут изучаться состав, свойства и характеристики углеводородного сырья.
Эти лаборатории как раз отвечают тем приоритетным направлениям, которые я уже назвал ранее. Конечно же, у нас есть план или предложения по созданию новых структур. Таких как межотраслевой научно-производственный центр, лаборатория молекулярной биологии, научный центр комплексных биоресурсных исследований природных и урбанизированных экосистем и так далее.
Естественно, создание новых лабораторий потребует определенных усилий. Но надо понимать, что те научные задачи, на которые они нацелены, это не прихоть учёных и тем более промышленных компаний. Экономическая стабильность региона, и страны в целом, зависит от уровня добычи нефти. Старые, условно назовем их легкодоступные, запасы стремительно истощаются. Нужны технологии по их оптимизации, а также по разработке трудноизвлекаемых запасов, которые разведаны, но пока не разрабатываются. Параллельно необходимо исследовать влияние этих новаций на окружающую среду. Это государственная задача, решение которой возможно только при кооперации всех заинтересованных игроков на этом поле. Что, собственно, сейчас и происходит.
Общество
Институт археологии РАН и ННГУ заключили соглашение о сотрудничестве
понедельник, 2 июня 2014 года, 9:49
Институт археологии Российской Академии наук и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского заключили соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и подготовки кадров. Об этом сообщает пресс-служба ННГУ.
В соответствии с соглашением, ННГУ и ИА РАН займутся реализацией совместных исследовательских и издательских проектов научного, научно-популярного и учебно-методического характера.
Еще одним направлением сотрудничества станет прохождение студентами полевой археологической практики в экспедициях, организуемых ИА РАН, на основе ежегодно составляемых планов.
Кроме того, представители ННГУ и ИА РАН смогут более активно участвовать в конференциях, семинарах и других научных мероприятиях, проводимых на базе этих учреждений.
Проректор по учебной и воспитательной работе ННГУ, доктор исторических наук, профессор Андрей Кузнецов считает заключенное соглашение взаимовыгодным: «Мы и наши партнеры учитываем необходимость передачи современных достижений российской академической науки в учреждения высшего профессионального образования. Поэтому подписан документ, который позволит организовать эффективное взаимодействие с Институтом археологии РАН, опираясь на имеющийся научный и инновационный потенциал».
В свою очередь директор Института международных отношений и мировой истории ННГУ Михаил Рыхтик отметил, что возглавляемое им структурное подразделение Университета станет базовым для реализации соглашения. «Наши специалисты уже обладают опытом сотрудничества с коллегами из Института археологии РАН, у нас работают квалифицированные научные и преподавательские кадры. Кроме того, в ИМОМИ создан и с начала 2014 года функционирует специализированный Центр исторической и культурной антропологии, в сферу деятельности которого входят археологические исследования», — подчеркнул М. Рыхтик.
Справка
Институт археологии РАН реализует проекты, связанные с ключевыми проблемами археологии и древней истории. Большинство из них носит междисциплинарный характер и направлено на решение фундаментальных научных проблем, совершенствование методики изучения археологических источников с привлечением методов естественных наук.
В ИА РАН исключительное значение придается регулированию производства археологических работ; экспертизе качества проведения археологических исследований; учету, сохранению и популяризации археологического наследия.
Институт международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) создан решением Ученого совета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского от 25 декабря 2013 года на базе факультета международных отношений и исторического факультета.
Специалисты ИМОМИ обладают значительным опытом организации и проведения археологических исследований памятников различных исторических эпох — первобытной, античной и Средневековья. Студенты ИМОМИ (ранее — исторического факультета) ежегодно участвуют в полевых археологических экспедициях.