МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ — ПОЧЕМУ МЫ ИХ ТЕРЯЕМ
04.06.2019
Источник: МК, 04.06.19
Иван Северович
Проблема
обучения аспирантов в России существует давно. Но она так и остается
нерешенной. Создается ощущение, что аспиранты в системе образования — это самое
последнее, о чем думают наши парламентарии. Да, безусловно, вопросы организации
обучения в аспирантуре периодически поднимаются. Но каков результат?
Еще
в феврале этого года появились сообщения о подготовке Кабмином законопроекта об
обязательной защите диссертаций в аспирантуре. А тремя годами ранее глава
Минобрнауки на встрече с ректорами Волгоградской области заявляла, что защита
диссертаций снова должна стать обязательным условием для выпуска из
аспирантуры.
Это
серьезные вещи, и они требуют особой оценки. И было бы правильным связать
окончание аспирантуры с защитой диссертации. Ведь что у нас есть сейчас? В 2013
г. был принят новый ФЗ «Об образовании в РФ», который внес кардинальные
изменения в систему высшего образования, определив аспирантуру как третью
ступень высшего профессионального образования (напомним, что первой является
бакалавриат, а второй — магистратура).
После
окончания обучения в аспирантуре выдается диплом об окончании освоения
программы подготовки научно-педагогических кадров (программа высшего
образования). Однако в отличие от прошлой редакции федерального закона диплом,
выдаваемый после окончания аспирантуры, совершенно не связан с защитой
диссертации и получением диплома кандидата наук.
В
действующем законе защита диссертации и получения диплома кандидата наук
прописаны отдельно. Аспирант, успешно защитивший диссертационную работу и
прошедший обучение в аспирантуре, получает два диплома — об окончании
аспирантуры и диплом кандидата наук.
Что
на самом деле скрывается за этими положениями закона? И как обстоят реальные
дела у аспирантов? Я опросил аспирантов ведущих вузов Москвы, и вот какие
системные проблемы ими были названы.
Проблема
начинается после поступления, когда аспиранту назначают научного руководителя,
и он должен с ним выбрать тему диссертации.
Большинство
студентов, а в дальнейшем аспиранты, ассоциируют науку, которой они начинают
заниматься, с творчеством, но, как известно, творчество свободно. В творчестве
человек раскрывает свои собственные идеи.
А
в реальности аспиранту навязывается тема, выбранная научным руководителем, так
как именно она является актуальной и с ней можно защититься. На практике
выходит, что такая «актуальная» тема чужда аспиранту и совершенно оторвана от
его профессиональной деятельности.
Так
что тот, кто желает опубликовать какую-либо научную работу, будет вынужден
плясать под чужую дудку. Даже сам научный труд необходимо вымерять строго по
линейке согласно правилам научного сообщества, а в частности вашего
вуза/кафедры или согласно видению научного руководителя. Да и прождать
публикации придется как минимум полгода, так как таких аспирантов, ищущих, куда
приткнуть свои работы, полно. Казалось бы, научный руководитель помогает с
публикацией статьи, ан нет, это исключительно ваша личная забота. А за весь
период обучения аспирант должен опубликовать целых 5 ваковских статей. Как ему
это сделать, да еще если нету денег и связей, совершенно непонятно. Публикации
во многих журналах только на платной основе, и цены варьируются от 2000 до 10
000 рублей.
Неудивительно,
что так много людей сейчас пишет не научные работы, а книги. Ведь эти книги
чаше будут попадать в руки широкому кругу читателей, чем пылиться в различных
архивах библиотек. В целом саму диссертацию сложно называть научной работой,
это скорее доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем
ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и
ограничений.
Важнейшую
роль в жизни аспиранта играет его научный руководитель. Он гарант качества
вашей диссертации, а также перспектив выхода на защиту. Поэтому плотное
взаимодействие с ним является ключом успешно выполненной работы. Однако у
многих научных руководителей помимо работы с аспирантами есть еще лекции для
студентов, курсы повышения квалификации, работа на кафедре и т.д., на аспирантов
совершенно не хватает времени. А то денежное довольствие, которое они получают,
вряд ли может их заинтересовать заниматься с каждым аспирантом отдельно. Смена
научного руководителя либо темы научного исследования затруднительна, хоть и
возможна, более того, данное действие должны утвердить в рамках научного совета
вуза, а это уже вопрос не одной недели.
В
целом краеугольной проблемой аспирантуры является ее размытый статус, то есть
отсутствие надлежащего образовательного стандарта. А ведь он существует для
всех ступеней образовательного процесса, начиная с начального школьного образования.
Достаточно глянуть образовательный стандарт СПО (среднего профессионального
образования), как мы увидим, что законодатель детально и точно расписал
компетенции, профессиональные стандарты и другие атрибуты, на которых опирается
вся деятельность студента.
Как
я уже указывал ранее, аспирантура на данный момент оторвана от защиты
кандидатской работы. В аспирантуре есть полноценный образовательный процесс,
который идет своим чередом, но практически в полном отрыве от написания
диссертационного исследования, подготовки научных статей и выступления в
конференциях. В свою очередь написание кандидатской диссертации и ее защита
совершенно оторваны от реальности.
Во-первых,
любая работа должна быть апробирована на практике. Учебное учреждение должно
находить возможность, а государство создавать условия для доступа обучающихся к
научным кадрам, для возможности обсуждения тем диссертации. Необходимо полное
практическое погружение в исследуемую тему.
Во-вторых,
отсутствует разумная форма контроля знаний аспирантов, сильна бюрократическая
составляющая, множество бумаг, заполняемых аспирантом, совершенно оторваны от
реальной работы над диссертацией.
И
пока нашими законотворцами готовится законопроект об обязательной защите
кандидатский диссертации после окончания обучения в аспирантуре, справедливо
возникает вопрос: «Какой смысл аспиранту тратить время, собирая актуальную информацию
по теме исследования в различных источниках, если защита выбранной темы не
состоится, а добытая информация получается слишком объемной для научного
доклада? Ведь именно научный доклад является своего рода работой, благодаря
которой аспиранты получают диплом с присуждением квалификации «Исследователь.
Преподаватель-исследователь». Если тема диссертации не связана с защитой, для
чего нужна ее актуальность?»
Если все-таки тема диссертации связана с защитой и нужно, чтобы
выбранная аспирантом тема была актуальна, то тогда он обязательно должен
защищаться по итогу обучения. И задача государства состоит в том, чтобы новые
оригинальные положения, выносимые в своей научной работе аспирантом, были реализованы
на защите и в дальнейшем в научной деятельности. А пока мы до сих пор стоим,
как витязь на распутье.