http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=17745e43-3a13-493b-a736-159028c9ae6c&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАУКА НА ПРОДАЖУ, ИЛИ СМОГУТ ЛИ УСПЕШНО СОТРУДНИЧАТЬ РОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ВЫСТАВОЧНЫМИ ХОЛДИНГАМИ И ФИРМАМИ-ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНФЕРЕНЦИЙ?

03.11.2011

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

На примере нефтегазового сектора рассматривается сотрудничество российских научных изданий с зарубежными выставочными холдингами и фирмами-организаторами конференций.

С 19 по 23 сентября 2011 года в Москве проходила Неделя нефтепереработки, газа и нефтехимии (ННГН) в Москве. Организатором Международного межотраслевого форума, включавшего три конференции, являлась компания Euro Petroleum Consultants (EPC) – первое иностранное предприятие, вступившее в российскую Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков в 2010 году.

Третья международная газовая технологическая конференция (International Gas Technology Conference – IGTC) и выставка открылась 19 сентября Приветствием Президента EPC Ltd Колина Чапмана. В рамках обзора и перспектив развития газовой отрасли состоялись доклады по тенденциям и проблемам развития газовой индустрии России, новым источникам сырья для нефтехимии и газопереработки и российским проектам по сжиженному природному газу. В выступлениях затрагивалась проблематика очистки и переработки газа, в частности, на примерах установок для производства серы и адсорбентов для очистки природного газа, новых методов удаления ртути и сероводорода с применением адсорбентов в неподвижном слое и пакетирования технологий. Обсуждая проблемы газопереработки, докладчики касались перспектив переработки попутного нефтяного газа в смесь синтетических углеводородов, статуса инновационных проектов по переработке попутного нефтяного газа и проектирования газоочистных сооружений. Также было уделено внимание процессам предварительной очистки сырья, монетизации дополнительных объемов газа и технологическим возможностям, облегчающим конверсию газа в удаленных районах.

На IGTC-2011 был представлен аналитический отчет с оценкой степени влияния сланцевого газа США на мировой нефтехимический рынок с учетом угроз и возможностей для России. В докладах по переработке газов в продукты химии и нефтехимии, в частности, были отмечены новые технологии для высокопродуктивных установок, обеспечивающих экономически эффективное производство аммиака и полипропилена. В завершение конференции состоялось заседание по проблемам транспортировки газа, на котором ключевые докладчики представили новые данные о степени реализации российских газотранспортных проектов и прогнозы спроса на газ с учетом сезонных загрузок газотранспортной системы.

Десятая конференция и выставка по технологиям нефтехимии России и стран СНГ, состоявшаяся 20-21 сентября, объединяла выступления по трем глобальным темам: перспективы развития мировых и региональных отраслевых рынков, технологии производства олефинов и полиолефинов, а также индустрия ароматических углеводородов и их производных. Руководители крупнейших российских и зарубежных компаний представили экспертные оценки состояния отрасли с анализом степени ее влияния на развитие экономики России и стран ближнего зарубежья и глобальным прогнозом рынка. Особое внимание было уделено влиянию уровня добычи сланцевого газа на рост объемов производства нефтехимической отрасли и степени готовности плана развития нефтегазохимического комплекса на среднесрочную перспективу. Рассматривались малотоннажные установки получения олефинов трехфазным синтезом Фишера-Тропша на железных катализаторах, методы каталитического крекинга с максимальным выходом пропилена и принципы повышения производительности высокотехнологичного отраслевого оборудования, технологии экструзии и грануляции полиолефинов и новые промышленные катализаторы полимеризации пропилена. Завершилась конференция серией докладов, в частности, о стратегической роли инжиниринговых услуг в повышении эффективности проектов строительства и реконструкции объектов нефтепереработки и нефтехимии, усовершенствовании технологии трансалкилирования и повышения эффективности производства ксилолов, параксилола и наиболее востребованных на мировом рынке групп ароматических углеводородов.

Наконец, в последние два дня ННГН состоялась Одиннадцатая конференция и выставка по технологиям нефтепереработки России и стран СНГ, которую открыли выступления по основным проектам модернизации нефтеперерабатывающих заводов с обзором уровня развития и инвестиционной привлекательности мировой нефтеперерабатывающей индустрии. В рамках секционного заседания по производству экологически чистых топлив были озвучены инновационные методики анализа эффективности ряда отраслевых технологий и технологических схем, оценки степени соответствия требованиям экологически чистого бензина по российским стандартам и каталитического реформинга. Также затрагивались вопросы оптимизации технологической схемы водородной установки, в т.ч., с учетом требований НПЗ, гидроочистки дизельного топлива и легкого гидрокрекинга, и инновационных решений для переработки тяжелого и двойного сырья для производства водорода.

В центре внимания участников конференции была проблематика повышения эффективности и оптимизации технологических процессов с применением усовершенствованных теплообменников для процессов гидрокрекинга, систем мониторинга для безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования, внедрением новых технологий для защиты основного оборудования и для улучшения процессов переработки, а также энергосберегающих технологических решений для функционирующих установок. Рассматривались методы промышленного применения катализаторов с низким содержанием редкоземельных металлов и без них, опыт внедрения экономически эффективных и инвестиционно-привлекательных передовых технологий с непрерывным повышением качества энергообеспечения, новые разработки в сфере технологий катализа и гидроочистки получаемого из возобновляемых источников сырья дизтоплива. Завершилась конференция и пятидневный форум циклов докладов по технологиям переработки нефтяных остатков, строительству и реконструкции установок прокаливания кокса, эксплуатации установок каталитического крекинга на катализаторах при снижении кратности циркуляции, инновационным технологиям для процессов замедленного коксования и перспективам совершенствования процессов переработки тяжелых нефтей .

Излишне подробный (а по сравнению с программами трех конференций – столь краткий!) перечень затрагивавшихся в докладах проблем приведен с единственной целью – проиллюстрировать, что на форуме был рассмотрен полный спектр вопросов, касающихся отраслевого развития. Конференции ННГН проводятся в России не в первый раз, и стабильный рост количества участников и гостей форума, среди которых – члены Российской академии наук (РАН) и преподаватели ведущих российских вузов, топ–менеджеры крупных компаний и директора отечественных и зарубежных фирм, - убедительно свидетельствует о том, что данная тематика востребована и имеется позитивная динамика развития направления.

Можно было бы упомянуть форум ННГН, проводимый компанией EPC Ltd, как образцовый и ограничиться фразой о том, что ВСЕ аналогичные отраслевые мероприятия также стараются соответствовать данному формату. К сожалению, это не так. На российском рынке существует немало прочих предприятий, которые оказывают услуги в сфере организации научных выставок и конференций. Выполнение ими обязанностей по договору не всегда соответствует общепринятым стандартам, и в первую очередь это касается российских научных изданий, являющихся их информационными партнерами.

Главная проблема – в обострении конкуренции, связанной с предстоящим вступлением России в ВТО. В отличие от прочих изданий, на российские научные журналы в последнее время оказывается значительное давление не только со стороны их зарубежных конкурентов, но и по линии фирм-организаторов международных конференций. И это давление препятствует им в осуществлении одной из своих главных функций – оперативном информировании представителей научного сообщества об актуальных научных разработках. Приведем примеры.

Представитель научного журнала обращается в фирму, организующую международные научные конференции. Направляется серия экземпляров издания для ознакомления топ–менеджмента фирмы с содержанием журнала. В оперативно подготовленном (не исключено, по заранее заготовленному клише) ответном письме сообщается о том, что информационными партнерами научной конференции являются исключительно бизнес–издания (!?), и журнал получает мотивированный отказ в информационном партнерстве. Недоумение редакции по поводу ответа возрастает, когда выясняется, что получить программу мероприятия можно только, предварительно зарегистрировавшись на сайте: зарегистрировавшемуся изданию отказывается и в получении программы – по тем же самым причинам. Но все встает на свои места, когда с форума возвращаются представители других фирм – деловые партнеры редакции и приносят программу мероприятия, в которой среди ключевых докладчиков указаны ряд авторов статей в журнале, а среди спонсоров – рекламодатели издания. Если ключевые докладчики – известные ученые, например, члены РАН, им может быть предоставлена льгота при оплате взноса, но их имена используются для недобросовестной рекламы, а именно, для привлечения остальных участников на организуемую конференцию исключительно на платных условиях.

В представленной ситуации недобросовестной конкуренции иностранной фирмы и российского научного журнала происходит захват с отторжением у отечественного издания сегмента рынка. Рекламодателей и авторов переключают с сотрудничества с журналом на кооперацию с фирмой. Со всеми заключаются договора, в которых представлена выгода от сотрудничества с международной фирмой вместо научного издания. На этапе подготовки фирмой нового мероприятия уже их имена используются для привлечения новых участников. И эта реклама работает и в соответствии с существующим законодательством оказывается эффективнее добросовестной издательской деятельности по сбору, систематизации, обработки и печати актуальных научных материалов!

Другой пример: фирма предлагает изданию опубликовать материал и при этом запрашивает расширенный комплект документов, в числе которых – устав, справка из налоговой инспекции, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. После длительного всестороннего изучения документов со стороны фирмы в адрес издания поступает письмо с запросом о его совокупной ориентировочной стоимости. При этом сообщается, что представленных документов достаточно для того, чтобы оценить издание по различным методикам. Фирма, не имевшая издания, стремится к его приобретению различными способами для того, чтобы преобразовать его в инструмент проведения собственной экспансивной политики на российском рынке. После оформления сделки происходит полное перепрофилирование издание, смена соучредителей, руководителей, членов редакционного совета, и издание полностью утрачивает заработанный годами кропотливого труда авторитет, превращаясь в обычный коммерческий рупор частного предприятия. И таких примеров на российском рынке научных изданий немало!

Третий пример: организаторы научной конференции приглашают в качестве участников руководителей торговых подразделений, рекламирующих собственную или импортную продукцию. Научных разработок там практически нет, нередко мероприятие напоминает офисный семинар по проблемам сбыта. Но слово «конференция» звучит гораздо лучше, а спонсоры инвестируют в мероприятие средства на заранее определенных условиях. Наука становится для них не Делом жизни, а брендом, который можно легко купить и перепродать с прибылью. И им научные издания, несомненно, нужны: журналы приглашают – но только на время. Как правило, по условиям договора информационного партнерства фирма-организатор мероприятия включает один малозаметный пункт: издание размещает свой логотип на сайте крупной международной выставочной компании (лестное предложение) только на условиях размещения там же сведений о фирмах и авторах, публикуемых в изданиях. Нередко для того, чтобы получить благорасположенность редакции, фирма-организатор идет на «беспрецедентные» скидки для журнала по оплате расходов на хостинг, трафик и других статей расходов. Достаточно быстро международная фирма-организатор наполняет свою базу данных потенциальных экспонентов (даже если изначально она была пуста и фирма начала работу в России с «нуля»), а потом прекращает сотрудничество с одной редакцией и начинает с другой. И все повторяется, нередко многократно…

Что же бывает дальше? – Это проиллюстрирует еще один пример: международная фирма, специализирующаяся на организации конференций по услугам в нефтегазовой отрасли, получила базу данных потенциальных клиентов от российского научного журнала (различными путями – сбора на сайте, информационного обмена и т.д.). Больше научное издание им не нужно, и к нему демонстрируется намеренно пренебрежительное отношение. То, что в состав редакционного совета входят известные ученые, их не смущает, поскольку ученых они не знают и «не хотят знать». Фирма прекращает сотрудничество в одностороннем порядке, даже нарушая подписанный договор, полагая, что в суд на них подавать не будут – не захотят связываться. Используются стандартные приемы – официально передаваемые запросы в офис фирмы не регистрируются, в систему электронного документооборота намеренно вносят ошибки, а незарегистрированные письма позже выбрасываются, как будто их не было. Но полученную базу данных потенциальных клиентов надо обновлять, проверять, работать с информационными источниками, и к этому фирме допускать научный журнал очень не хочется. В этом случае фирма-организатор конференции заключает негласное соглашение с партнерской фирмой, специализирующей по аналогичной проблематике, о разделе рынка, и при обращении научного журнала к ней в категорической форме рекомендует обратиться в фирму–партнер. Разумеется, в партнерской фирме так же категорично адресуют к исходной фирме или к третьей – партнеру первых двух. Иногда, в крайнем случае, когда адресовать издание по кругу фирмам становится утомительно и неинтересно, произносится заранее заготовленная фраза «мест на конференции нет, но если Вы настаиваете, то можете оплатить полную стоимость участия наряду с другими предприятиями». Но это для журнала категорически неприемлемо, поскольку система ценообразования не рекламного, а научного издания чрезвычайно сложна и учитывает множество нюансов – бесплатные подписки вузов, распространение в академических институтах и т.д.

Что в итоге? Количество научных изданий в России растет, но при этом значительно увеличивается количество «молодых» журналов: от них удобнее получить нужную информацию, они более сговорчивы, и их проще обмануть. Число «старожилов» - изданий, выходящих несколько десятков лет, значительно сокращается, и без государственной или частной поддержки им все сложнее обходиться. Расхожее мнение о том, что старые журналы закрываются, поскольку они исчерпали тему, муссирующееся часто в изданиях, к Науке никакого отношения не имеющих, в корне неверно. Научное издание большую часть материалов обязано посвящать актуальным разработкам и новым публикациям, что есть всегда. Другое дело, уделяют ли этому внимание новые хозяева научных журналов, нередко относящиеся к категории частных фирм рекламного профиля.

Почему такая ситуация сложилась в России? Следует признать, что в последнее время иностранных фирм, занимающихся организацией в России конференций и выставок, к сожалению, стало больше, чем отечественных. Организовать рекламно-выставочный бизнес в России стало проще, зарегистрировать рекламную фирму с офисом минимально возможного размера (т.н. схема «стол и два стула») не составляет труда. Найти этот офис при проверке из налоговой проблематично – вот и процветают на российской ниве иностранные фирмы-однодневки, готовые при первой возможности свернуть свой бизнес и уехать за рубеж.

Трудно оспорить тот факт, что в России за последние годы действительно улучшился инвестиционный климат, в т.ч. для рекламно-выставочной деятельности. До предела сокращены сроки прохождения основных регистрационных процедур. Но где российский выставочный бизнес, патриотично настроенный на развитие отечественной Науки и заинтересованный в долговременном стратегическом сотрудничестве с ведущими академическими предприятиями и промышленными организациями?

Как известно, одной из старейших выставочных площадок не только в Москве, но и в России является ВВЦ – Всероссийский выставочный центр. На его территории расположено множество павильонов, но большая их часть под действующие экспозиции не используется. Реально крупные выставки на ВВЦ проводятся всего в нескольких павильонах, например, 20, 55, 57, 69, 70 и 75. Часть помещений нуждается в капитальном ремонте, но этих средств в необходимом объеме у предприятия – организатора выставок на территории ВВЦ, нет. Прочие выставочные площади в российской столице – Центр Международной Торговли, ЦВК «Экспоцентр», МВК «Крокус», «Сокольники» и ряд других – значительно моложе. Вот к ним и тяготеют иностранные фирмы-организаторы конференций и выставок.

Как отличить надежные фирмы-партнеры российских научных изданий от их «двойников» – недобросовестных конкурентов? Прежде всего, по длительности и стабильности отношений: например, компания EPC Ltd в течение ряда лет намеренно поддерживает дружеские партнерские отношения со многими российскими научными изданиями, академическими институтами и вузами. Кроме того, текучка кадров – в фирмах-однодневках происходит частое обновление штата: в них нередко царит нервозная обстановка, связанная с необходимостью формирования намеренно конфликтных отношений с изданиями, да и учредителям невыгодно долгое время посвящать сотрудников в особенности работы на российском рынке. Наконец, партнеры: вместо российских научных изданий на «псевдонаучные» мероприятия приглашают организации, к Науке не имеющие ни малейшего отношения: продавцы ювелирной и сувенирной продукции, поставщики услуг в сфере авиационных и сухопутных перевозок и т.д. – и это на нефтегазовые научные конференции! Наука для них становится прикрытием, привлекательной и модной вывеской, за которой можно собирать средства, совершенно не заботясь о развитии российской научной сферы, а где-то еще намеренно этому и препятствуя.

В завершении отметим, что в условиях предстоящего вступления России в ВТО и при действующей несовершенной нормативно-правовой базе российские научные журналы вряд ли смогут успешно сотрудничать с большинством зарубежных выставочных холдингов и фирм-организаторов конференций. Хотя нет, точно смогут, если выполнят два условия: перестанут быть российскими и научными…

Что в числе первоочередных мер можно предложить для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации:

1. Необходимо создание реестра недобросовестных поставщиков услуг в сфере организации конференций и выставок, в который будет вноситься информация на основании данных Федеральной антимонопольной службы о выявленных фактах нарушений, например, картельных сговорах, препятствиях в регистрации входящих документов. Предприятия, включенные в этот список, необходимо законодательно обязать представлять в службу дополнительную отчетную информацию о количестве проведенных мероприятий, составе участников, перечне информационных и деловых партнеров, в т.ч., научных предприятий и журналов.

2. Предлагаю внести изменения в российскую нормативно-правовую базу, касающуюся определения «научная выставка» и «научная конференция». В частности, научной конференцией следует признать мероприятие, в котором больше половины участников и больше половины докладчиков имеют ученую степень, а также больше половины изданий (информационных партнеров) имеют статус «научных журналов» (даны цифры могут уточняться, но желательно, в сторону увеличения). Аналогичное определение может быть сформулировано для научных выставок. Научным выставкам и конференциям в обмен на соблюдение требований к организации необходимо предоставление ряда льгот, например, по аренде площадей и оборудования, упрощению системы налогообложения.

3. Научные выставки и конференции, систематически нарушающие перечисленные требования и не соответствующие законодательно закрепленным определениям, необходимо подвергать штрафным санкциям, вплоть до отзыва лицензии. Целесообразно создание в структуре Правительства Российской Федерации специального органа, ведающего вопросами организации выставок и конференций на территории РФ, например, со статусом агентства – в настоящее время его нет. Отсутствие уполномоченного органа приводит к тому, что в каждой сфере – нефтегазовой, медицинской, экологической и т.д., этими вопросами занимается группа фирм, с которыми не составляет труда бороться недобросовестным поставщикам услуг.

Предлагаемые поправки в законодательство с рядом уточнений целесообразно принять уже в осеннюю сессию ГД ФС РФ 2011 г. Представленный список предложений не является исчерпывающим, но и он может содействовать повышению степени инвестиционной привлекательности деятельности в сфере организации научных выставок и конференций, причем не только в нефтегазовой сфере. Особенностям организации конференций и выставок в других областях, например, наноиндустриальной, будет посвящена следующая публикация.