СИСТЕМУ - ЭЛЕМЕНТАМ

04.04.2008

Источник: Поиск, Надежда ВОЛЧКОВА

Академия выстраивает свою образовательную стратегию

Принятие нового Устава РАН и "интеграционных" поправок в Закон о науке создало необходимую нормативную базу для полноценного взаимодействия Академии наук и высшей школы. Дело за организационными решениями, которые позволят объединить действующие и вновь создаваемые элементы интеграции в единую систему. На этой оптимистической ноте начал заседание Комиссии РАН по образованию ее председатель академик Виктор Садовничий.

Целью встречи стало обсуждение проекта Концепции образовательной деятельности Российской академии наук, представленного Отделом по интеграции науки и образования Президиума РАН. Этот документ был разработан в соответствии с планом модернизации РАН, одобренным Президентом РФ. В концепции нашли отражение основные направления деятельности академии в сфере образования: экспертная работа, участие в организации высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научно-образовательные услуги гражданам. Наименее проработанным оказался раздел, посвященный механизмам осуществления академией образовательных полномочий. Причина проста: в этом уравнении еще слишком много неизвестных. Закон, определяющий юридическую возможность сотрудничества академических институтов и вузов, был принят в декабре прошлого года, однако порядок создания и функционирования научно-образовательных центров (НОЦ) до сих пор не прописан.

Поэтому комиссия приняла решение заявить о необходимости ускорения нормотворческого процесса в области интеграции. Поскольку одна из важнейших задач интеграции - концентрация ресурсов, чрезвычайно актуально, считают члены комиссии, определить статус совместных проектов вузов и НИИ. Обсуждалась, в частности, идея создания общих центров коллективного пользования, оснащенных дорогим оборудованием (телескопы, суперкомпьютеры). "Это позволит нам не распылять средства и снимет надоевший вопрос: где должна быть сосредоточена наука - в НИИ или вузах", - заметил В.Садовничий. Его поддержал бывший ректор Новосибирского госуниверситета Николай Диканский: "Деньги должны склеивать, а не разъединять образование и науку. Нас постоянно сталкивают лбами, втягивают в конкурентные отношения. Давайте уже решать более важную задачу - вместе создавать условия для передачи накопленных фундаментальной наукой знаний новым поколениям. Конкурентов у нас и за рубежом хватает".

Переход науки и образования "от гражданских отношений к узаконенному брачному союзу" не будет легким, отмечали собравшиеся. На один из минусов широкомасштабной интеграции указал академик Александр Чубарьян: "Вполне возможно, что завтра все бросятся плодить "на ровном месте" научно-образовательные центры с единственной целью - набрать платных студентов. Чтобы не допустить дискредитации хорошей идеи, необходимо установить, что деятельность НОЦ должна быть органично связана с исследовательской тематикой института или вуза, при котором центр создается".

"Решать межведомственные проблемы всегда было непросто, - подытожил академик Олег Нефедов. - Хорошо, что движение в сторону интеграции набирает обороты. Давайте не стремиться к глобальным решениям, а подходить к каждой проблеме с отдельной меркой: ведь речь идет о подготовке "штучных специалистов".

Комиссия РАН по образованию создала рабочую группу по совершенствованию Концепции образовательной деятельности РАН. Документ было предложено вынести на широкое обсуждение.



©РАН 2024