http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=19373be2-19d1-4b3d-8ff2-797078cf999f&print=1
© 2024 Российская академия наук

ИННОВАЦИЯМ ТРЕБУЮТСЯ ЛЬГОТЫ

15.11.2005

Источник: Российская Бизнес-газета, Оксана Дмитриева, ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Чтобы в России росли биллы гейтсы, а не сырьевики

Объективные оценки показывают, что несмотря на многочисленные заявления об инновационных перспективах России, происходит методичный рост доли сырьевых и грубых малопередельных отраслей в экономике России.

Это является естественным следствием роста мирового спроса на ресурсы (часть которого Россия удовлетворяет почти эксклюзивно) и отсутствия сопоставимого роста внутреннего или внешнего спроса на российские инновации.

Финансирование российской науки в течение последних 15 лет неуклонно сокращается. Внутренние затраты на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в России составили в 2003 году 169,9 миллиарда рублей (44 процента в постоянных ценах от уровня 1990 года). Доля в ВВП соответствующих затрат в 2003 году равнялась 1,28 процента (в 1990 г. - 2,03 процента). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.

Определенный прогресс в российском законодательстве достигнут в последнее время в смысле осознания и структуризации проблемной ситуации. Однако это осознание еще не имеет практических последствий. До сих пор вне рамок законодательного поля остается такое важное направление, как государственная поддержка малого высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса, система налоговых льгот для высокотехнологических предприятий, создающих новые рынки и выводящих на традиционные рынки принципиально новую продукцию, деятельность государственных, внебюджетных и частных фондов поддержки науки и инноваций и т.д.

Для качественного сдвига в этой сфере требуется комплексный подход к решению накопившихся законодательных проблем. С этой целью необходимо разработать целый пакет законопроектов, охватывающих решение комплекса взаимосвязанных проблем на пути продвижения к инновационной экономике. Такой пакет обязательно должен включать набор мер налогового стимулирования инновационной деятельности.

Благоприятный налоговый режим для инновационной деятельности должен включать ряд положений, позволяющих минимизировать налоговое давление на научно-инновационную сферу. В качестве необходимых элементов такого режима представляются следующие. Во-первых, освобождение от налога на добавленную стоимость научно-технической продукции, операций по передаче интеллектуальной собственности и операций по финансированию из зарубежных источников НИОКР, осуществляемых российскими учеными на территории Российской Федерации. Во-вторых, преференциальный режим налогообложения прибыли для научных институтов и вузов, сдающих площади в аренду фирмам, которые продолжают разработки институтов, а также льгота при осуществлении расходов на НИОКР в форме перечислений в специализированные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В третьих, отсутствие налогообложения имущества научных и инновационных организаций, которое непосредственно используется для получения новых знаний и технологий. В четвертых, налоговые льготы для фондов поддержки научных исследований и инноваций, которые позволяют концентрировать ресурсы как государства в целом, так и отдельных отраслей на приоритетных научных направлениях.