http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1988debb-5293-4f1c-a514-83596b709636&print=1
© 2024 Российская академия наук
В первый день работы форума его главной звездой стал новоиспеченный нобелевский лауреат по физике 2010 года Константин Новоселов, один из первооткрывателей графена, работающий в Манчестере. Г-н Новоселов сначала выступил с обзорной лекцией, а затем в течение пяти минут осуществил в пресс-центре для журналистов наглядную демонстрацию процесса получения «волшебного наноматериала» из обычных карандашных очистков. Вскоре после этого он встретился с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом и обсудил возможные стратегии взаимодействия науки, бизнеса и государственных структур для ускорения процесса перехода от лабораторных технологий создания углеродных наноматериалов к промышленным. По результатам этого общения г-н Чубайс, по-видимому, сделал для себя соответствующие выводы, поскольку уже через два дня на заключительном пленарном заседании форума он обратился ко всем присутствующим в зале ученым и инженерам с патетическим призывом: «Дайте нам такую промышленную технологию!»
Системная работа с «крупняком»
Анатолий Чубайс, как и многие другие высшие чиновники, неоднократно публично говорил о необходимости системной работы по внедрению инноваций с крупными компаниями. На форуме Rusnanotech-2010 глава «Роснано» от слов решительно перешел к делу. Пожалуй, наиболее ярким эпизодом второго дня работы форума стала проведенная г-ном Чубайсом публичная полуторачасовая экскурсия по выставке для главы «Газпрома» Алексея Миллера, в ходе которой он детально ознакомил своего коллегу по госкорпоративному цеху со стендами проинвестированных «Роснано» компаний, и не только их. Причем сам увлеченно рассказывал о многих проектах, и подчас гораздо лучше самих представителей фирм.
Результат не заставил себя ждать. Так, одна из заявленных в официальных пресс-релизах «Роснано» проектных инноваций — внедрение суперпрочных покрытий на основе наномодифицированных углеродных и минеральных волокон для алюминиевых труб от компании «Препрег-СКМ» — в итоге преобразовалась в устах Миллера в целый список. На подписании протокола совместных действий с «Роснано» глава «Газпрома» сказал, что его корпорация собирается еще внедрять фильтры и катализаторы, а также диагностическое оборудование, правда не уточнил какое. И это далеко не все. Пройдя по выставке, г-н Миллер нашел еще как минимум две полезные для «Газпрома» технологии. Первая — светодиодные лампы от компании «Оптоган» (см. «Зеленый цвет белым диодам» в «Эксперте» N 35 за 2010 г.), которые требуют гораздо меньше электроэнергии. А «Газпром» как крупнейший энергопотребитель России решил начать экономить киловатты. Более того, Миллер задумал предложить светодиодное освещение и родному Петербургу.
Вторая подсмотренная инновация тоже касается Питера, вернее, стадиона «Зенит», приступить к строительству раздвижной крыши над которым не могут уже два года. Возможное решение Миллер нашел на стенде особой экономической зоны «Дубна» у компании «АпАТэК» (и об этой фирме, специализирующейся на разработке и производстве инновационных композитных материалов, мы уже писали — см. «Победа на стыках» в «Эксперте» N 16 за 2007 г.). Они могут произвести типовую балку из углепластика, которая выдерживает очень низкие температуры и подходит для крыши стадиона.
В целом «Газпром» и «Роснано» должны совместно разработать программу стимулирования спроса на инновационную продукцию в газовой отрасли. По словам Миллера, программа будет подготовлена к июню 2011 года.
Другой госмонополист, павший под доводами Чубайса, — это «Автодор». «Роснано» подписала с ним договор о координации действий по внедрению инновационных решений в строительстве, содержании и ремонте магистральных автомобильных дорог. По словам Чубайса, у проектных компаний госкорпорации уже есть целый ряд технологических решений для применения в дорожном строительстве. Речь идет, в частности, о модификаторе дорожных покрытий «Унирем» (опять-таки на базе нового композиционного материала), светотехническом оборудовании, системах контроля. Но Чубайс хочет не просто заниматься единичными проектами, а внедрять целостные решения под названием «умная дорога».
Путевка в высшую лигу
Непосредственно перед главой «Роснано» на последнем пленарном заседании форума 3 ноября с краткой речью выступил президент РФ Дмитрий Медведев, который в очередной раз отметил: «Наша главная цель заключается не в том, чтобы создать несколько крупных предприятий, а в том, чтобы организовать в России полноценную нанотехнологическую отрасль».
Далее президент сделал важное количественное уточнение касательно среднесрочных амбиций России: «Если мы эти планы реализуем и до 2015 года доведем объем выпуска соответствующей продукции приблизительно до триллиона рублей, то доля России на мировом нанотехнологическом рынке вырастет до трех процентов».
В связи с этим необходимо отметить, что еще совсем недавно в качестве задачи на 2015 год в «Роснано» использовался целевой ориентир 300 млрд рублей. Впрочем, названное президентом новое магическое число для российской наноиндустрии было взято отнюдь не с потолка: в последних официальных документах корпорации эта плановая коррекция уже присутствовала, хотя руководители «Роснано» и заложились на чуть более осторожные 900 млрд рублей в год к 2015 году. Кроме того, Анатолий Чубайс и его соратники рассчитывают на то, что на долю предприятий, в создании или модернизации которых «Роснано» примет непосредственное участие, через пять лет придется порядка трети от общего объема продаж российской нанопродукции. Уточним также, что процентная оценка доли России, представленная Медведевым, основывалась, по-видимому, на консервативном сценарии роста общего мирового объема нанотехнологического рынка — до 800 млрд долларов к 2015 году, тогда как, по более оптимистическим расчетам, этот рынок может вырасти почти до 3 трлн долларов (соответственно, при реализации последнего сценария российская часть нанопирога составит не 3, а менее 1%).
Что же касается уже достигнутых к настоящему времени результатов на отечественном нанофронте, то, по оценкам специалистов, общий объем российского рынка нанопродукции в 2009 году составил 81 млрд рублей (примерно 2,7 млрд долларов), тогда как в мире эта цифра достигла 250 млрд долларов. То есть пока объем российского рынка составляет чуть более 1% от мирового, и для выхода на заявленный к 2015 году уровень «Роснано» и ее партнерам по бизнесу предстоит еще немало попотеть.
По состоянию на конец октября 2010 года на различные нанотехнологические проекты в России было выделено в общей сложности почти 25 млрд рублей, а привлечение в 2009 году по линии «Роснано» 17 млрд рублей частных инвестиций (порядка 570 млн долларов), согласно оценкам американской исследовательской компании Lux Research, вывело Россию на четвертое место в мире по инвестициям после США (3,3 млрд долларов), Японии (2,6 млрд долларов) и Германии (0,8 млрд долларов).
На 15 октября 2010 года наблюдательным советом «Роснано» было одобрено 94 проекта в 30 регионах России с общим бюджетом 303,5 млрд рублей, включая долю корпорации в размере 123,3 млрд рублей.
Как подчеркнул в своем выступлении Анатолий Чубайс, «конечно, мы немного запоздали с включением в эту гонку в 2007 году, и на ее старте мы оказались в низшей лиге. Но уже по итогам 2009 года наметились очевидные позитивные изменения (хотя вперед продвинулись, конечно, не только мы, но и многие другие страны). Так, к настоящему времени объем гарантированных партнерами инвестиций в десять раз превысил средства, привлеченные "Роснано" в 2009 году. И уже к 2015 году мы рассчитываем наконец войти в мировую высшую нанолигу».
Направления главного удара
За счет каких конкретных нанопроектов Россия надеется получить пропуск в эту пресловутую «высшую лигу»?
Анатолий Чубайс в своей презентации на форуме попытался дать на этот вопрос развернутый ответ, перечислив по пунктам основные направления инвестиционной активности «Роснано». Причем главный акцент в его выступлении был сделан именно на проекты, которые находятся в достаточно продвинутой стадии развития.
Первым магистральным направлением, упомянутым главой «Роснано», стало производство светодиодной техники. В области светотехники человечество в настоящее время входит в новую стадию, постепенно переходя к использованию технологий производства света, основанных на полупроводниковых наногетероструктурах, которые по расходу электроэнергии примерно в семь раз более экономичны, а продолжительность их работы более чем в 25 раз выше, чем у традиционных ламп накаливания.
Этот рынок развивается очень динамично: порядка 25% в год в целом по миру и 66% в год — в России. Инновационным локомотивом быстрого роста светодиодной индустрии в нашей стране сегодня является группа компаний «Оптоган», основанная в 2004 году в Финляндии Максимом Одноблюдовым, Владиславом Бугровым и Алексеем Ковшом — выпускниками Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе, учениками нобелевского лауреата Жореса Алферова. С 2006 года основные технологические разработки компании ведутся в немецком Дортмунде, там же располагается вертикально интегрированная производственная линия по изготовлению светодиодов.
В беседе с корреспондентом «Эксперта» один из трех отцов-основателей «Оптогана» Владислав Бугров, который в настоящее время занимает пост ее вице-президента, в частности, отметил: «В качестве показателя сравнительной себестоимости (энергоэффективности) различных типов и видов ламп обычно используется стоимость килолюмена создаваемого света. И если еще в прошлом году у светодиодов она составляла от 20 до 40 долларов за килолюмен, то уже сейчас наша компания предлагает светодиоды по 10 долларов. Текущая стоимость компактных люминесцентных ламп — около 5 долларов, то есть мы уже вплотную приблизились к нашим непосредственным технологическим предшественникам».
В 2009 году с целью создания в России собственного производства светодиодов было зарегистрировано ЗАО «Оптоган» (инвесторами проекта выступили ГК «Роснано», группа «Онэксим» и ОАО РИК). 29 ноября нынешнего года планируется запуск первой линии производства в Санкт-Петербурге, ее производительность составит более 30 млн корпусированных светодиодов в месяц.
Как подчеркнул г-н Чубайс, светодиодный проект с «Оптоганом» — это первый практический пример «сделанного "Роснано" дела» — то есть проекта, уже доведенного корпорацией до практического результата.
В качестве второго примера успешного продвижения наноразработок «в массы» глава «Роснано» достаточно неожиданно использовал рынок розничной торговли: «Я убежден, что одной из наиболее перспективных сфер практического применения нанотехнологий в ближайшем будущем станет торговля, которая, казалось бы, пока не воспринимается в качестве хайтековской. Именно в этой сфере, как по нашему убеждению, так и по мнению многих специалистов, RFID-технологии (технологии радиочастотной идентификации. — "Эксперт") произведут масштабный переворот. RFID-карточки — это, по сути, технология, позволяющая "знать, не видя и не приближаясь", то есть управлять современными магазинами в режиме онлайн, когда вы в деталях видите движение всех товаров со складов на полки магазинов, с полок — на тележки покупателей и, наконец, при выходе покупателей из магазина. Причем кассиры и кассы станут уже ненужными: эти карточки позволят автоматически списывать со счетов покупателей стоимость приобретенных ими товаров».
Технология магазина будущего (Future Store) уже достаточно подробно проработана «Роснано» совместно с ведущими специалистами в этой сфере. Это прежде всего Х5 Retail Group — владелец крупнейших розничных сетей в России — и технологический партнер корпорации по электронной «начинке» компания «Ситроникс», с которой «Роснано» и запускает первое полупроводниковое производство российских наночипов на 90 нм.
По словам Чубайса, «мы подписали соглашение, по которому обязались создать Future Store до декабря 2012 года. Обкатанная там технология позволит снизить цену RFID-метки примерно втрое, и полученный опыт приведет к дальнейшему прорыву по всей стране. Технология такого масштаба — это, по сути, полная замена обыкновенных штрихкодов, то есть новое производство миллиардов чипов. По нашим оценкам, только производство этих чипов в рамках финансирования проектных компаний "Роснано" выйдет на уровень 1,3 миллиарда долларов. Плюс к этому потребуется сопутствующий рынок оборудования, что даст в совокупности еще порядка 7,5 миллиарда долларов новых рынков».
Следующий ключевой отраслевой рынок по «списку Чубайса» — электроника. В этой сфере «Роснано» сделала основной упор на развитие некремниевых электронных технологий, прежде всего пластиковой электроники.
Общий объем мирового рынка некремниевой электроники, по данным компании IDTechEx, вырастет с 3 млрд долларов в 2008 году до 28 млрд в 2015-м и до 100 млрд в 2020-м. «Роснано» рассчитывает получить на этом быстрорастущем рынке до 10% (объем продаж проектных компаний «Роснано» к 2015 году оценивается в 2,6 млрд), и в качестве стратегического партнера корпорация выбрала компанию номер один в мире в сфере разработки и производства пластиковых компонентов и конечных электронных продуктов — Plastic Logic, которая работает в американской Кремниевой долине. С ней уже подписано соглашение о начале строительства крупнейшего завода в Зеленограде, который будет ориентирован на производство пластиковых компьютеров нового поколения.
Особое внимание в «Роснано» уделяется и проектам развития солнечной электроэнергетики. Специалисты корпорации активно изучают перспективы сразу нескольких конкурирующих технологий в этой сфере, начиная с кристаллического кремния и заканчивая тонкими пленками и технологиями с концентраторами, поскольку у каждой из этих технологий, по оценкам экспертов, есть большой рыночный потенциал. Так, только в сегменте солнечных фотоэлектрических установок ожидается более чем четырехкратный рост объема мирового рынка за период с 2008-го по 2015 год.
В ходе работы нанофорума состоялось подписание соглашения между ООО «Хевел» (основной разработчик солнечных модулей на базе технологии тонких пленок, в настоящее время строит в Новочебоксарске первое предприятие полного цикла по производству этих модулей при финансовой поддержке «Роснано» и ГК «Ренова») и Ставропольским краем, предусматривающего совместную реализацию инвестиционного проекта строительства в Кисловодске первой в России солнечной электростанции мощностью 12,3 МВт.
Как отметил Анатолий Чубайс, «мы рассчитываем на то, что уже к 2015 году будем в состоянии довести объем продаж в этом сегменте в России до миллиарда долларов, причем снижение стоимости выработки электроэнергии окажется примерно двукратным».
Нанотаблетки, лазеры и графены
Разумеется, в своем обзорном докладе глава «Роснано» не мог не сказать и об одном из самых важных и перспективных направлений развития мировой нанонауки и наноиндустрии — медицинском (и, шире, биотехнологическом).
Российский биотех пока не может похвастать своей значимостью на мировом рынке. Однако эксперты полагают, что у него неплохой потенциал. И для «Роснано» это, безусловно, одна из приоритетных областей. В настоящее время корпорация уже создала в этой сфере 13 проектных компаний, а общий объем инвестиций в проекты, одобренные «Роснано», составляет более 30 млрд рублей, включая софинансирование со стороны «Роснано» в размере свыше 13 млрд рублей.
Среди них, в частности, известный по многим публикациям в СМИ проект «Ионы Скулачева». Корпорация не вкладывается в легендарные «таблетки от старости», разработка которых находится пока на очень ранней стадии, но инвестирует около 700 млн рублей в ту часть проекта, которая к 2014 году должна выйти на коммерческий уровень. Речь идет о создании капель от возрастных болезней глаз.
Около 600 млн рублей «Роснано» вкладывает в разработку нового метода диагностики нарушений свертывания крови. До недавнего времени в мире не было достаточно простых и точных тестов, позволяющих выявить риск образования тромбов, ведущих к таким частым заболеваниям, как инсульт и инфаркт. Наши ученые не только смогли разработать такую методику, но и создать опытные образцы. У этой разработки огромные перспективы и на российском, и на мировом рынке.
Кроме того, 1300 млн рублей корпорация вкладывает в создание GMP-производства нановакцин и терапевтических препаратов на основе наноструктур и почти столько же — в производство аппаратуры трековых мембран для каскадного плазмафереза, высокотехнологичного способа очистки крови. Наконец, более 700 млн рублей вложены в производство микроисточников для брахитерапии — метода лечения онкологических больных с помощью радиопрепаратов. Радионуклиды будут доставляться точно к цели — в раковые клетки — в специальных капсулах без поражения здоровых клеток.
Еще один несущий блок стратегии «Роснано» — финансирование производства нанопокрытий и тонких пленок (наноструктурированных материалов). Общий объем инвестиций «Роснано» совместно с частными партнерами на данном направлении сегодня составляет более 26 млрд рублей. Один из флагманских проектов в этой сфере, на который выделено около 3,5 млрд рублей (практически целиком за счет «Роснано»), — создание производства новых композитных материалов-препрегов в Климовске (Московская область), о котором мы уже упоминали, когда описывали совместную экскурсию глав «Роснано» и «Газпрома» по выставке.
Подводя итоги работы корпорации по наноматериальному блоку, Анатолий Чубайс заявил, что «в настоящее время в Томске, Тюмени, Екатеринбурге, Уфе, Ярославле и ряде других городов мы строим предприятия, которые должны вывести нас в этой сфере к 2015 году на объем продаж продукции до одного миллиарда долларов».
Отдельного комментария в докладе г-на Чубайса, как нетрудно было предположить, удостоились технологии лазеростроения. Одной из самых значимых сделок, объявленных на выставке, стала покупка «Роснано» 12,5% НТО «ИРЭ-полюс» за 25 млн долларов, с правом расширения до 25,01% еще за 25 млн долларов. Полсотни миллионов долларов достаются детищу известного российского ученого-лазерщика Валентина Гапонцева, который создал компанию IPG Photonics, ставшую лидером на мировом рынке волоконных лазеров и приборов на их основе (см. «Скорость русского фотона» в «Эксперте» N 27 за 2008 г.). До недавнего времени у компании были две большие производственные площадки — в Германии, под Франкфуртом, и в США, в Массачусетсе. Теперь она строит третью в родном подмосковном Фрязине, где работал в Институте радиотехники и электроники АН СССР Гапонцев, где и начиналась IPG. Российский бизнес сосредоточен в компании НТО «ИРЭ-полюс». Гапонцев говорит, что сам он планирует потратить на строительство комплекса от 100 до 150 млн долларов. Это будет крупнейший центр по производству лазерного оборудования в России.
По словам Чубайса, «только по нашим лазерным проектам мы рассчитываем выйти на уровень продаж в России до полумиллиарда долларов. Причем я убежден, что мы здесь не просто построим очередной мост между наукой и производством, но и наконец вернем в Россию технологию, впервые открытую в нашей стране».
Завершающим аккордом выступления Анатолия Чубайса на форуме стал уже упомянутый нами в начале статьи эмоциональный призыв к его участникам поделиться с «Роснано» секретами промышленного изготовления углеродных наноматериалов (нанотрубок, графена и фуллерена). Увы, в этой сфере Россия пока не может похвастать особыми успехами, если не считать, конечно, взращенных в вузах бывшего СССР нобелевских лауреатов-2010 Андрея Гейма, Константина Новоселова и многих других их молодых коллег по Манчестерскому университету и прочим научным институтам зарубежья. Поэтому за неимением стоящих разработок внутри России «Роснано», по-видимому, снова придется обратиться за помощью к иностранным разработчикам, если, конечно, те же Гейм, Новоселов и Ко. вдруг не воспылают желанием поработать на благо бывшей родины.