http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1c530160-7018-4781-8fc3-7ff16f9de6f0&print=1© 2024 Российская академия наук
Это заявление главы ракетно-космической корпорации "Энергия" Николая Севастьянова способно потрясти воображение: чтобы обеспечить на год все человечество энергией, необходимо лишь два-три полета на Луну за этим изотопом.
"Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3", - сказал он. Важную роль в создании лунной базы, по его мнению, будет играть Международная космическая станция, которая к 2009 году должна "разрастись" до 12 отсеков и превратиться в международный космопорт, сообщает ИТАР-ТАСС.
Гелий-3, по мнению ученых, - самый перспективный источник энергии, его запасы в верхних слоях поверхности Луны достигают около 500 млн тонн, что может полностью обеспечить земную энергетику на срок более 1000 лет. На Земле же этот изотоп практически отсутствует, в недрах планеты его не более нескольких сотен килограммов.
Гелий-3 на Луну в течение миллиардов лет приносил солнечный ветер. Ученые узнали о его существовании на Луне, проводя анализы грунта, доставленного со спутника Земли советскими автоматическими станциями. Одна тонна этого изотопа, если ее оценивать в нефтяном эквиваленте, может стоить около 4 млрд. долларов.
Добычу гелия-3 на Луне и вывоз его космическими кораблями, по мнению академика Российской академии наук, члена бюро Совета по космосу РАН Эрика Галимова, можно будет начать через 30-40 лет. "Чтобы обеспечить на год все человечество энергией, необходимо лишь два-три полета космических кораблей грузоподъемностью в 10 тонн. При этом затраты на межпланетную доставку будут в десятки раз меньше, чем стоимость вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях", - цитировала "Российская газета" академика в сентябре прошлого года.
Извлекать гелий-3 из недр Луны российские ученые предполагают с помощью своеобразных "лунных бульдозеров", которые после нагрева грунта будут получать изотоп с поверхности.
Однако не только Россия рассчитывает воспользоваться лунными полезными ископаемыми. США еще раньше наших космических специалистов заявляли о строительстве своей собственной лунной базы.
По предположениям США, лунные исследования начнутся в 2018 году с высадки астронавтов на Луну. А к 2020 планируется построить базу у южного полюса Луны, где больше кислорода, а возможно, и водяного льда.
NASA затратит на это строительство 100 млрд. долларов в ближайшие 12 лет. Напомним, что в январе 2004 года президент Джордж Буш призвал США вернуться на Луну к 2020 году.
Причина - все тот же изотоп гелия-3, практически совершенное топливо. Один шаттл, учитывая его загрузку в 30 тонн, может обеспечить все потребности США в энергии на год. Кроме того, гелий-3 не взрывается, он очень стабилен, на его основе можно создать абсолютно экологически чистые генераторы.
И все же существуют не очень оптимистические взгляды на проблему промышленного освоения Луны для добычи гелия-3.
Доктор физико-математических наук, ученый секретарь Института космических исследований РАН Александр Захаров в интервью "Независимой газете" заявил, что считает, "что просто имеется дефицит в какой-то крупной технологической задаче". "Может быть, из-за этого и возникли в последнее время все эти разговоры о добыче на Луне гелия-3 для термоядерной энергетики, - предположил Захаров. - Если Луна - источник полезных ископаемых, и оттуда везти этот гелий-3, а на Земле не хватает энергии... Все это понятно, звучит очень красиво. И под это легко, может быть, уговорить влиятельных людей выделить деньги".
Однако, как отмечает ученый, все дело в том, что сейчас на Земле нет технологии - и в ближайшие, как минимум, 50 лет не предвидится ее появления, - сжигания гелия-3 в термоядерной реакции. Нет даже эскизного проекта такого реактора. Строящийся сейчас во Франции международный термоядерный реактор ITER проектируется на "сжигание" изотопов водорода - дейтерия и трития. Расчетная температура "поджига" термоядерной реакции - 100-200 млн. градусов. Для использования гелия-3 температура должна быть на порядок-два выше.
По словам Захарова, чтобы реализовать проект "гелий-3" нужно создавать специальную программу дополнительных исследований Луны, запускать целую эскадру космических аппаратов, решать вопросы с добычей гелия-3, его переработкой... "Это разорит страну почище всякой СОИ", - считает ученый секретарь Института космических исследований РАН. На программу "гелий-3", по самым скромным расчетам, потребуется 5 млрд. долл. на пять лет исследований.
"Я не хочу сказать, что Луна с научной точки зрения полностью закрыта - там остались и научные задачи, - подчеркивает Александр Захаров. - Но, как говорится, этим надо заниматься шаг за шагом, не забывая о других научных задачах. А то мы как-то шарахаемся: как только американцы объявили о программе пилотируемого полета на Марс - и сразу мы заявляем, что тоже готовы этим заниматься. Услышали про лунные программы - давайте тоже этим заниматься... У нас нет обдуманной, взвешенной, стратегической национальной задачи".
Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый назвал планы корпорации "Энергия" полным бредом. По его словам, использование гелия-3 пока остается техномечтой. "Тем более, что если температуру повысить "всего" до 1 млрд. градусов, возможна чистая реакция с бором. Последний не надо привозить с Луны, его много в мировом океане", - напомнил Лев Зеленый.
В экономической целесообразности вложения средств в этот проект сомневается и заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, сейчас сложно даже представить, что на Земле где-то будет достигнута такая температура. "С другой стороны, надо смотреть сколько энергии будет потрачено на достижение таких температур. Есть же нерентабельные шахты, энергии на которых тратится больше, чем полученная в результате энергетическая ценность добытых полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых в космосе никогда не окупится", - говорит аналитик. Чтобы этот проект окупился, нужен технологический прорыв, а сейчас никто не знает, каков будет уровень развития промышленности через 50 лет, поэтому проект похож на сказку.