КАК СОЗДАЮТСЯ ТЕХНОПАРКИ
06.02.2007
Источник: Ведомости,
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА "ТРОИЦКИЙ ТЕХНОПАРК" АЛЕКСЕЙ ГОСТОМЕЛЬСКИЙ
Технопарк - это комплекс инфраструктурных объектов, основная цель которого - мотивировать компании и людей создавать инновационные технологии, а также помогать и тем и другим реализовывать эти инновации в успешных продуктах.
Основные компоненты технопарка - компании и команды, создающие инновации; вузы, поставляющие технические кадры, дефицит которых сейчас мы ощущаем; и управленческие кадры (профессиональные менеджеры, способные вывести инновационную технологию или продукт на международный рынок). Одним из ключевых компонентов технопарка являются научные институты, например Академия наук, которая может быть поставщиком технологий и активно участвовать в развитии инноваций. Это также финансовые механизмы, помогающие получить средства для разных стадий инновационного процесса. Далее, это маркетинговая помощь инновационным компаниям в выходе на российский и международный рынки. И наконец, это административная инфраструктура - офисы, юридическая и бухгалтерская поддержка.
Методов поддержки инноваций может быть два -так называемые кэптивный и некэптивный. Кэптивная модель характерна для начальной стадии развития инноваций: это модель создания инновационных продуктов и технологии под нужды конкретного заказчика. То есть некоторая крупная компания приходит к выводу, что ей необходима та или иная новая технология, и начинает отбирать и финансировать компании, способные эту задачу решить. Пример российского кэптивного финансирования - нефтяная отрасль, РАО ЕЭС.
Классический пример такой международной компании - Intel, которая с помощью своего фонда ищет интересные технологии и постоянно находится в курсе инновационных процессов. Таким образом, инвестируя сравнительно небольшие по масштабам Intel средства, компания получает доступ к новейшим перспективным разработкам в сегменте информационных технологий.
Различные венчурные фонды, создаваемые и уже работающие в России, действуют по некэптивной модели. Эта модель предполагает принципиально новое решение некоторой существующей проблемы и создание устойчивого и конкурентоспособного продукта, возможно, даже нового рынка.
Надеюсь, что технопарк станет той платформой, которая позволит состыковать спрос с предложением. На рынке инноваций предложение представлено небольшими коллективами и инновационными компаниями, а инфраструктура, технопарка дает возможность получить помощь в финансировании, подборе кадров и выходе на рынок. Спрос же формируют крупные компании, малый и средний бизнес и госзаказы.
Помочь компаниям
В России основная проблема, препятствующая развитию инноваций, заключается в отсутствии историй успеха. Иностранная компания, изучая возможность разместить инновационный заказ или приобрести продукт, обращает внимание не только на инвестиционные рейтинги страны, но и на количество преуспевающих инновационных предпринимателей, появившихся в ней. В России такие компании можно пересчитать по пальцам - это, в частности, ABBYY, "Касперский", SPIRIT. Уже упоминавшаяся здесь компания "1C" - это огромный национальный бренд, но за пределами России он неизвестен в силу локальной привязки продукта, поэтому его нельзя привести в качестве примера успеха.
Я расскажу о том, как технопарки могут помогать небольшим компаниям в создании истории успеха. Мы обнаружили много коллективов с интересными идеями, но не знающих, как получить финансирование и развивать проект. Технопарк должен нести просветительскую функцию и помогать этим людям получать доступ к финансированию и упаковывать их идеи. Кроме того, технопарк должен оказывать поддержку в области управления и разработки стратегии, подбора управленческой команды. Он должен предоставлять инфраструктуру и помощь в маркетинге. У маленькой компании, основной рынок сбыта которой находится за пределами России, нет возможности открыть офис в Америке или Европе, а технопарк дает ей такой шанс.
Троицкий технопарк включил в пул своих компаний как крупнейшие (РБК, R-Style, HKK, "АйТи", "Борлас"), так и небольшие инновационные компании. Планируется, что нашими базовыми вузами станут Высшая школа экономики, которая строит свой факультет в Троицке, и Физтех. За два года мы получили статус бизнес-инкубатора, позволяющего запускать проекты с нуля, а Троицк получил статус наукограда. Концепция проекта вырабатывалась совместно с компаниями, принявшими участие в нашем пуле.
Троицкий технопарк является одним из сооргани-заторов конференции "Открытые двери в Силиконовую долину". Суть ее в том, что каждый год 30-40 российских стартапов выводятся в Америку и строится некий технологический мост между российской венчурной индустрией и западными венчурными капиталистами и ИТ-гигантами, такими как Google, IBM, HP, Asset Management Alloy Ventures. В рамках конференции проводятся секции мастер-классов по созданию собственных компаний и венчурных фондов, а с другой стороны, появляется возможность прямого знакомства с новыми российскими технологиями. Такие конференции - один из важнейших стимулов развития инноваций.
Трудности организации
Организуя технопарк, мы столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, из-за большого количества участников иногда сложнее добиваться консенсуса. Во-вторых, рабочий процесс не отлажен и бюрократизирован, поскольку в него вовлечено большое количество государственных ведомств - муниципальные и областные власти, Министерство связи и МЭРТ. Третья проблема заключается в том, что инвесторы четко поделились на две категории: на тех, для кого технопарк - это чисто инфраструктурный проект, в который нужно вкладывать деньги как в недвижимость, которую впоследствии можно будет сдать или продать, и на тех, для кого интересны инновации в чистом виде и кому все равно, где территориально будут находиться создаваемые на их базе компании.
Мы планируем начать сотрудничество с Высшей школой экономики и Физтехом, поддерживать успешные стартапы, которых, по нашим оценкам, будет около 50 в ближайшие годы. Мы собираемся организовать переезд представителей крупных ИТ-компаний к нам (часть мелких уже находится в Троицке) и расширить партнерскую сеть в крупных странах для продвижения технологий стартапов -резидентов технопарка на международный рынок.
Мы предлагаем систематически проводить семинары, на которых представители новых компаний могли бы познакомиться с опытом тех, кто уже добился успеха. Технопарк мог бы стать логичной инфраструктурой. Мне кажется, что все технопарки могли бы пользоваться единой системой представительств в крупнейших международных технологических странах и таким образом добиться конвергенции. То есть они будут действовать не поодиночке, а вместе продвигать продукцию своих резидентов и искать новых партнеров через единую инфраструктуру. Государство могло бы стимулировать технопарки не только вложениями в инфраструктуру, но и инновационными, пусть небольшими, заказами. Эти заказы помогли бы создавать инновационные компании по упомянутой ранее кэптивной модели.