http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1d120f01-27c0-48b0-b699-aa7d11cbc146&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

24.03.2011

Источник: Известия, Вячеслав НИКОНОВ

Российского госуправления быть не может, как не может быть отечественной таблицы умножения


Наша школа государственного управления может развиться только в международном контексте

Полтора месяца в новой для меня должности декана факультета государственного управления МГУ навеяли несколько мыслей о системе подготовки и рекрутирования кадров российских управленцев.

Государственное управление до сих пор плохо воспринимается у нас как предмет или наука. Между тем огромная часть мировой элиты получила подготовку в школах государственного управления, общественного администрирования (schools of government, schools of public administration) ведущих университетов мира. Среди них — школа Кеннеди в Гарварде, Вудро Вильсона в Принстоне, Максвелла в Сиракузах илЛи Кван Ю в Сингапуре.

Первое, что надо сделать с российской системой подготовки кадров госуправления, — ее необходимо максимально модернизировать, приблизив к той модели, которая давно существует в наиболее развитых странах и доказала свою способность производить на свет состоявшихся руководителей государств, госорганов, большого бизнеса. Российского госуправления быть не может, как не может быть отечественной таблицы умножения. Наша школа государственного управления может развиться только в международном контексте. Хотя российская специфика должна и будет присутствовать. Надо шире переходить на общепринятые стандарты образования, приглашать ведущих зарубежных специалистов, активнее практиковать зарубежные обмены и стажировки, программы двойных дипломов. Наши школы государственного управления должны выходить на мировой уровень.

Со стороны государства требуется более четко сформулированный госзаказ: какого рода специалисты нужны в первую очередь, каким учреждениям и организациям, какими компетенциями они должны обладать. Пока можно решать эту проблему путем создания наблюдательных советов учебных заведений из числа руководителей тех государственных органов, которые в первую очередь заинтересованы в выпускниках.

Очень важно создание конкурентной среды в государственном аппарате, в том числе предоставление преимуществ тем, кто имеет специализированную подготовку по госуправлению; проведение конкурсных экзаменов и квалификационных испытаний, которые выявляли бы наличие соответствующих компетенций; требуется система повышения квалификации действующих управленцев в ведущих вузах страны по системе МРА (Master of Public Administration). Сейчас же на госслужбу многие приходят по знакомству. Нужна система открытия каналов мобильности вверх. Иначе лучшие выпускники уйдут в бизнес, что часто и случается.

Преподавание практиков должно стать нормой. Президентом Гарварда был Ларри Саммерс, бывший министр финансов США. Ректор китайской академии государственной службы — вице-премьер правительства КНР.

Стандарты образования в этой области (и не только) должны быть более гибкими. Ведущим вузам должна быть предоставлена большая возможность самостоятельно определять набор дисциплин. Наличие программ бакалавриата по государственному управлению — скорее, наше преимущество (на Западе они, как правило, начинаются с магистерского уровня). Здесь должна быть добротная общегуманитарная, экономическая, математическая подготовка, позволяющая получить на выходе людей с широким кругозором (хороший иностранный язык, основы экономики и менеджмента, история, политология, психология, право, межкультурные коммуникации, знание современных мировых и российской управленческих практик). Исключительно важно формирование лидерских качеств.

Магистерские же программы должны быть в максимальной степени совместимы с программами ведущих школ госуправления мира, чтобы затем основные школы госуправления России могли выдавать с ними совместные дипломы. Важно продолжение преподавания дисциплин специализации в аспирантуре. К сожалению, в нашей стране обучающиеся по любой специальности практически заканчивают учиться в тот момент, когда на Западе наиболее продвинутые — продолжают. В России в аспирантуре сдают три кандидатских минимума и пишут диссертацию. На Западе — полноценно учатся, причем у лучших преподавателей и самым сложным дисциплинам. Именно на этом уровне создается отрыв западных специалистов от наших.

Важна более глубокая специализация подготовки управленцев. О чем идет речь? Сегодня, например, хозяйством больниц управляют врачи, театров — артисты, университетов — профессора. В развитых странах не так там на нестратегических административных и хозяйственных должностях — специалисты по управлению в области медицины, культуры, образования, охраны окружающей среды и так далее.

Проблематика подготовки специалистов должна быть приближена к потребностям страны, современного мира. Недавно президент Дмитрий Медведев говорил о необходимости готовить кадры специалистов в области межнациональных отношений. Мы готовы откликнуться на этот призыв. Известные мне ведущие школы госуправления мира готовят специалистов для международных организаций, неправительственного сектора, что у нас редкость.

Одна из главных национальных болезней: люди могут часами, днями, месяцами объяснять, почему не могут что-то сделать, вместо того, чтобы взять и сделать. Как развить свои лидерские качества? Какими ценностями должен руководствоваться лидер? Как вдохновлять людей для достижения общей цели? Как создать сплоченную и продуктивную команду? Как сделать работу радостной? Как выработать уверенность в успехе?

Сами школы госуправления должны быть примерами для подражания в привитии этических норм. Абсолютно неприемлема коррупция в вузах. Ценности достоинства и чести, справедливости, совести, служения можно и нужно воспитывать — не исключаю, в соответствии с кодексом дворянской чести.

И пора бы выделить государственное управление в отдельную дисциплину с присвоением соответствующих ученых степеней. В развитых странах это именно так с public administration.