http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1d19bfd7-ca76-4e4c-b83a-fe407f25735e&print=1© 2024 Российская академия наук
“Ну, какие школьники? - думала я, собираясь в командировку в Новосибирск. - Мы же пишем только про высшую школу! Не так много у нее общего со средним образованием...” Но редактор сказал “надо”, и я отправилась в пресс-тур, организованный Минобрнауки России и Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в рамках школьного этапа (ВОШ). Как сильно я ошибалась: “сцепка” средней школы с высшей и структурами СО РАН в регионе оказалась крепка.
Вероятно, именно это и есть причина, по которой Новосибирская область сегодня является одним из наиболее активных и успешных участников ВОШ, входит в “золотую дюжину” по количеству призеров олимпиады школьников. Напомним, всего ВОШ включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, победители которого принимаются в вузы без вступительных испытаний. Школьный этап - самая массовая ступень олимпиады. В Новосибирской области в ВОШ-2012 приняло участие более 20 тысяч школьников. В результате регион может похвастать 55 победителями и призерами (в прошлом году их было 44). Эффективность участия - один из самых важных индикаторов выступления - у новосибирских школьников составляет 56%. Для сравнения, традиционные лидеры соревнований - Москва и Санкт-Петербург - отстают от Новосибирского региона на 6 и 11% соответственно.
В ходе пресс-тура журналисты посетили три ключевых образовательных учреждения Новосибирской области, в которых, в каждом по-своему, ведется работа с талантливой молодежью. Нам удалось пообщаться с педагогами, учениками и даже их родителями, из первых рук узнать о том, как идет подготовка будущего российской науки. В лицее №130 им. М.А.Лаврентьева, например, с недавних пор стараются смещать акцент с академичности знаний на социальные аспекты. “Да, мы гордимся и элементарными вещами, среди которых - тепло в классах, наличие горячей воды, запуск системы вентиляции, которая не работала с 1970-х годов”, - открыто заявляет директор лицея Сергей Сопочкин. С одной стороны, казалось бы, ну что тут такого особенного? Однако, вспоминая о том, как сама частенько сидела в верхней одежде и перчатках на занятиях в неотапливаемой московской (!) школе, понимаю, насколько важно создать детям комфортные, во всех смыслах, условия для обучения.
“Стотридцатка” - из самых старых школ Новосибирска, она располагается непосредственно в Академгородке и была основана в 1959 году по инициативе академика Михаила Лаврентьева. Здесь всегда занимались поисками новых подходов в обучении. Одной из первых в стране эта школа ввела преподавание ряда предметов на английском языке, организовала специализированный математический класс, а в 1971 году здесь появились невиданные доселе компьютеры. С тех пор выпускники вместе с аттестатом получают свидетельство о присвоении квалификации лаборанта-программиста или переводчика научно-технической литературы. Ежегодно более половины из них поступают в Новосибирский госуниверситет, остальные - в ведущие вузы страны. По мнению Сергея Сопочкина, важным фактором успеха его учеников является место расположения школы - Академгородок. Здешние дети изначально “дышат воздухом науки”, готовятся к олимпиадам на базе институтов СО РАН, ходят на экскурсии в Новосибирский технопарк. Получается, что все нужное для учебы по высшему разряду - под рукой, да еще и красивейшая природа, лес, подступающий к стенам “Стотридцатки”, создают вдохновляющую и благоприятную среду для школьников.
Кстати, о школьниках. Местные победители ВОШ показали себя серьезными, уверенными, позитивно настроенными ребятами, точно знающими, чего хотят добиться в жизни и науке, куда пойдут учиться дальше. Лишь однажды в ходе нашей беседы промелькнула горькая, недетская обида: “Благодаря вам, СМИ, вся страна, весь мир был в курсе, что Россия выиграла чемпионат мира по хоккею-2012. А кто знает, сколько наших ребят взяли первые места в этом году на международных школьных олимпиадах? Никто. Мы, выходит, “безвестные герои”, не достойные гордости и уважения. Но как же так? Ведь интеллектуальные победы ничуть не менее важны, чем спортивные...” И то верно.
Схожая тема, кстати, промелькнула в разговоре с учителями и родителями новосибирской гимназии №1. “Мы, конечно, стараемся, чтобы наши дети “обстрелялись”, прошли через сито всевозможных олимпиад и научных конференций с первого класса, но этого мало, - рассуждает директор Фонда содействия и поддержки гимназии Раиса Салмина. - Государством должна быть создана система отслеживания судьбы талантливой научной молодежи на всех этапах, включающих цепочку “школа - вуз - послевузовская карьера”. Должна осуществляться целенаправленная поддержка этих детей, продемонстрировавших крепость и ясность своего ума еще на школьной скамье. Нужно организовать для них такие условия, чтобы талантливый молодой человек работал в науке (если, конечно, хочет в ней остаться), не отвлекаясь ни на какие бытовые сложности. И чтобы делал это в России, а не за рубежом, где такие условия молодым российским ученым с удовольствием организуют...”
По словам консультанта Минобрнауки и инновационной политики Новосибирской области Галины Афанасьевой, отчасти решить эту проблему должна принятая недавно областная программа по выявлению и поддержке талантливой молодежи, рассчитанная на пять лет (2012-2017). В ее рамках будут сформированы региональные базы талантливых детей и учебных заведений, которые занимаются инновационной образовательной деятельностью. Планируется и создание единого реестра мероприятий, которые будут финансироваться из бюджета региона, по работе с одаренными школьниками. Вопросами отслеживания дальнейшей судьбы ребят и их трудоустройства “в науку” займется созданный в рамках этой программы Ученый совет из представителей 12 ведущих вузов области.
Проект спецклассов для одаренных детей, реализуемый сегодня в гимназии №1 за счет средств региона, позволяет тратить на своих талантливых учеников в три раза больше денег: организовывать для них дополнительные спецкурсы, привлекать к преподавательской деятельности наиболее перспективные кадры, оснащать классы интерактивными досками, вести с ребятами занятия по основам робототехники и даже нанотехнологий. В спецклассы (их сейчас в гимназии семь - математической и химической направленности) одаренных детей набирают на конкурсной основе. В результате гимназия уже несколько лет прочно занимает лидирующие позиции в олимпиадном движении не только Новосибирска, но и всей России.
Чтобы ребята окончательно закалились и привыкли к нагрузке, которая ожидает их в вузе, многие ученики здесь посещают летние школы, ежегодно организуемые Специализированным учебно-научным центром Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) и Институтом систем информатики им. А.П.Ершова СО РАН. Относительная близость к Академгородку тоже играет свою роль: на недавно приобретенном школой автобусе ученики ездят на экскурсии в Новосибирский технопарк, представители которого заинтересовались талантливыми школьниками и планируют расширять свое сотрудничество с учебным заведением. В данный момент некоторые девятиклассники уже готовятся к турнирам по робототехнике и физике, используя оборудование технопарка. По словам преподавателей гимназии, огромное значение имеет возможность показать ребенку, что в его родном регионе есть высокие технологии и у молодых новосибирских ученых имеются все шансы вести научную работу на самом высшем уровне, а получить финансирование для собственных исследований здесь вполне реально. В результате из 159 прошлогодних выпускников гимназии №1 большая часть поступила в НГУ, причем даже те ребята, которые по итогам ВОШ проходили в московские вузы...
Впервые слово “фымышонок”, показавшееся тогда довольно забавным, я услышала несколько лет назад в Америке. Тогда на масштабную конференцию в Чикаго, посвященную “перезагрузке” отношений России и США, прибыла большая группа новосибирских ученых, многие из которых давно и успешно работали в Штатах. Среди них были директор Центра ускорительной физики в Fermilab Владимир Шильцев и физик из Принстонского университета Александр Тельнов. Они-то и называли себя “фымышатами”, выпускниками одной из четырех знаменитых физико-математических школ-интернатов (ФМШ), созданных при участии академиков А.Колмогорова и М.Лаврентьева в советское время в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. ФМШ стали начальным звеном триединой системы подготовки кадров “школа - университет - академия наук”. В 1988 году на базе новосибирской ФМШ был создан СУНЦ НГУ - структурное подразделение Новосибирского госуниверситета. Кроме школы он включает относящиеся к системе высшего образования кафедры, лаборатории, отдел технических средств обучения, информационно-вычислительный отдел и т.д. За минувшие 49 лет СУНЦ НГУ подготовил около 14 тысяч детей, из них не менее двух третей ежегодно успешно поступали в НГУ, остальные - в МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, СПбГУ, НИУ ВШЭ...
- Наши выпускники - люди очень разносторонние, - отмечает нынешний директор СУНЦ НГУ Николай Яворский (на снимке).
- Некоторые из выпускников отправляются и в МГИМО, и в Московскую государственную консерваторию, - продолжает Н.Яворский. - Сегодня среди них - 2 академика РАН,
7 членов-корреспондентов РАН, 500 докторов наук, около 3000 кандидатов наук. Кстати, закалка, полученная ребятами в этом интернате, дает серьезное подспорье в жизни. Вероятно, поэтому некоторые имена наших выпускников значатся даже в списке Forbes. Сейчас здесь обучаются 500 детей. Все они прошли жесткий отбор, в том числе через олимпиады, научные конференции, летние школы. В результате собрались только те, кому действительно интересно учиться. Все они одаренные, живут немного другой жизнью, чем их сверстники, у нас тут практически “заповедник”. Интернат как форма обучения - мощный инструмент социализации, так что проблем с общением у ребят не будет. Хотя, конечно, чтобы обучаться в СУНЦ НГУ, надо обладать определенным складом ума и души, уметь выйти за рамки школьной программы, понять, что мир ею не ограничен. В отличие от обычных школ мы не делаем никаких послаблений победителям олимпиад по другим предметам, напротив, загружаем их полностью, ведь в жизни им пригодится закалка, да и развития у них “звездной болезни” хотелось бы избежать. В СУНЦ НГУ имеется уникальное оборудование для занятий, полученное благодаря нашим связям с СО РАН и НГУ, однако я не думаю, что наличие в школе самой современной техники - главное, скорее, ее отсутствие будет способствовать развитию детской креативности, проявлению творческой жилки. В конце обучения наши ребята конечно же сдают ЕГЭ. Но данная форма проведения экзамена не всегда предоставляет возможность адекватно оценить способности выпускника, особенно его исследовательские качества. Поэтому вовсе не факт, что тот, кто хорошо у нас сдал ЕГЭ, получит сертификат СУНЦ НГУ. За него придется побороться во время отдельных экзаменов...
...Мысленно возвращаясь в Чикаго, я вспоминаю, с какой теплотой новосибирцы, достигшие значительных результатов на мировой научной арене, отзывались о своей ФМШ, когда-то придавшей им “исследовательский” импульс. Они выказывали уверенность в том, что настоящие ученые, даже с мировым именем, должны жертвовать некоторым количеством своего драгоценного времени и преподавать в подобных заведениях, выражали готовность лично заниматься этим. Сегодня треть всех сотрудников ФМШ составляют ее выпускники. Ученики школы знакомятся с профильными дисциплинами не по книгам, а через реальных людей, которые своими руками творят современную науку.
Лекции преподавателей из НГУ и ученых СО РАН всегда были “изюминкой” СУНЦ НГУ. Но вот внезапно нынешней осенью разгорелся скандал, встревоживший всю отечественную научную общественность: в ходе проверки, проведенной Рособрнадзором, были выявлены отдельные факты несоответствия деятельности СУНЦ НГУ требованиям действующего законодательства. На образовательное учреждение был наложен штраф, речь шла даже о запрете на участие в образовательном процессе профессорско-преподавательского состава НГУ. То есть фактически об уничтожении самой идеи и традиции ФМШ. Правда, спустя некоторое время Минобрнауки выступило с заверением, что “считает функционирование школ данного типа чрезвычайно важным для создания условий для обучения одаренных детей и заинтересовано в распространении успешного опыта раннего приобщения талантливой молодежи к образовательным практикам высшей школы”. На мой вопрос: как же вам удалось добиться такого результата? - Николай Яворский ответил: “Ну, я же говорил, что наши замечательные выпускники - люди разносторонние! Среди них встречаются не только физики и математики, но и высококвалифицированные юристы”.