http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1d79b5f3-6c5c-4642-9118-6b3eb697d2c7&print=1© 2024 Российская академия наук
Марк Крутов: Сегодня во всем мире отмечают Международный День земли. История этого дня тесно связана с проблемой разлива нефти, именно из-за этой беды его и начали проводить более 30 лет назад в США.
Марина Катыс: В 1969 году, когда в результате разлива миллионов тонн нефти возле курортного городка Санта-Барбара в США на огромных пространствах пляжей и океана было убито все живое, 20 миллионов человек по всей стране вышли на улицы, требуя от властей срочного решения экологических проблем. Нефтяной разлив оказал на американцев настолько сильное и отрезвляющее воздействие, что в США появилось массовое экологическое движение за изменение потребительского стиля жизни, изменение практики промышленного производства. Тогда же – в 1970 году – был принят закон о чистом воздухе, а спустя год было организовано Агентство США по охране окружающей среды.
Сегодня в России строительство нефтепровода, который станет постоянной угрозой для Байкала, выводит на улицы тысячи людей в разных городах России. В эти дни митинги и пикеты пройдут в Иркутске, Ангарске, Улан-Удэ, Северобайкальске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Томске, Ростове-на-Дону, Казани, поселке Елизово Камчатской области. В начале мая акция в защиту Байкала состоится в Екатеринбурге.
О последствиях возможного разлива нефти в связи со строительством нефтепровода по берегу Байкала рассказывает член-корреспондент Российской Академии наук, президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков.
Алексей Яблоков: По тем данным, которые сейчас у нас есть, если там труба разрывается, выброс нефти – 3 тысячи тонн. 3 тысячи тонн попадают в Байкал, покрывают больше половины Байкала нефтяной пленкой. Последствия будут трагичными. Вся экосистема Байкала будет страшно нарушена. А ради чего все это делается? Байкал – это 20 процентов пресной воды мира. Мы сейчас знаем, что байкальская вода в бутылочках стоит столько же, сколько стоит нефть. Тот регион, о котором мы ведем речь, называется северо-восточный фланг байкальской рифтовой зоны. Так вот, там в 1725 году и в 1957 году были землетрясения до 12 баллов. Земля расходилась на расстояние несколько десятков километров, трещины были до 12 метров. Какая труба может выдержать даже метровую трещину? Не выдержит, разорвется. В 1957 году был землетрясение, в 1958 году было два землетрясения, в 1967 году было два землетрясения и в 1989 году. Это большие землетрясения, с подвижками, которых трубы точно не выдерживают.
Теперь, самое главное, о чем я хочу сказать. Почему так упорно не слышат этих аргументов? Когда экономисты говорят: построить севернее будет дешевле, на 500 километров длиннее, но там не по горам идти надо, по плоской территории, и затраты даже не будут больше, а может быть, будут меньше, и это хорошо будет, потому что это даст выход якутским резервам нефти, красноярским. Анализ показывает, что причина байкальского кризиса не экономическая, а политическая. Кремль жутко боится дать выход Якутии на мировой рынок, он не хочет усиления Якутии. Вот это – политическая причина всего этого скандала. Они не хотят усиления Якутии. Но, во-первых, Якутия – это 20 процентов территории Россия. Якутия – это самый мощный, самый большой субъект Российской Федерации, самый богатый. И вот эта труба, как раз тот вариант трубы, который пройдет севернее Байкала, дал бы возможность Якутии выйти на мировой рынок, дал бы возможность развития Якутии, чего не хочет Кремль.
Марина Катыс: Цель всех митингов и пикетов – выразить общественное мнение по поводу недопустимости строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» по территории участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» в 800 м от берега озера и призвать президента и правительство России рассмотреть альтернативный вариант.