http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1dccb456-db8c-4c6a-ab3c-48204884f9d1&print=1© 2024 Российская академия наук
Директор департамента информационной и региональной политики Анна Усачева отметила, что такой ресурс необходим, но есть несколько трудностей в его исполнении.
— Принято новое положение о защите работ, предусматривающее их открытую публикацию до защиты. Однако пилотное исследование 15 тыс. диссоветов показало, что 10–30% работ содержит большие блоки заимствования и не являются оригинальными, — говорит Усачева. — Создание архива научных работ — всего лишь одно из предложений, которое Минобрнауки считает перспективным, но его реализация осложняется многими проблемами, в том числе в сфере авторского права, закрытых работ и тематик двойного назначения.
На сегодняшний день в России существует порядка 3,2 тыс. диссертационных советов по различным направлениям научной деятельности, к которым планируется применение различных санкций. Так, например, Высшая аттестационная комиссия в данный момент проводит проверки диссоветов с последующим их сокращением в основном по гуманитарным специальностям. Также диссертационные советы и вузы, на базе которых они располагаются, обязаны публиковать научные работы соискателей на ученую степень в общественном доступе не только у себя на сайте, но и в информационном ресурсе ВАК. С этого года также намечена система, по которой составы диссертационных советов будут менять полностью раз в четыре года, а ежегодно на 25%.
Президент Российской академии наук Владимир Фортов положительно отреагировал на предложение Минобрнауки.
— Появление такого научного архива это, конечно же, хорошо. Но при этом проблема кроется в другом месте. Нужно проанализировать и наладить работу самих диссертационных советов и ВАК, чтобы в будущем не возникало ситуаций, которые мы сейчас с вами наблюдаем, — пояснил Фортов.
Напомним, что инициативы ВАК и Минобрнауки — это реакция на череду скандалов, связанных с обвинениями в плагиате. В нем был заподозрен депутат от «Единой России» Владимир Бурматов. В плагиате подозревали и замминистра науки и образования Александра Климова. Последним скандалом стал инцидент с детским омбудсменом Павлом Астаховым, чья докторская работа якобы содержала порядка 31% плагиата.