http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1e199ea3-8fdd-43d7-904d-9b68214c510f&print=1
© 2024 Российская академия наук

Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ: «Европа хочет Украину немного поддержать, а Россию чуть-чуть ущипнуть»

16.01.2009

Источник: STRF.ru, Наталья Быкова



Реализация проектов «Северный поток» и «Южный поток» позволит прокачивать объёмы газа, равные или немного превышающие объёмы транспортировки топлива через действующую украинскую газотранспортную систему.

На каком этапе находятся проекты строительства альтернативных транзитных газопроводов через Чёрное и Балтийское моря? Позволит ли их реализация полностью отказаться от транзита газа через Украину?

— Проект «Северный поток», который, кстати, начинался с брошенной Рэмом Вяхиревым шутки: «Да хоть по дну Балтийского моря трубы проведём», продвигается нормальными темпами. Строительство наземной части этого газопровода уже завершено. А вот «Южный поток» пока не более чем идея, которую, возможно, в свете последних событий заинтересованные стороны начнут обсуждать более активно. Реализация обоих проектов, по моим расчётам, позволит прокачивать объёмы газа, равные или немного превышающие объёмы транспортировки топлива через действующую украинскую газотранспортную систему. Но, поймите, что никто и никогда не ставил такой цели — заменить нынешний экспортный путь, идущий через Украину. Украинская экспортная газотранспортная система, построенная ещё в советские времена, является одной из самых мощных в мире. Речь идёт лишь о диверсификации путей с целью повышения надёжности поставок.

Украина выдвигает весьма противоречивые объяснения проблемы с транзитом. В частности, одним из «железных» аргументов «Нафтогаза» является невозможность обеспечить поставки в Европу без предоставления «Газпромом» дополнительных объёмов технического газа.

Объясните, что это такое — «технический газ», и почему без него нельзя возобновить транспортировку топлива?

— Технический или технологический газ раньше называли «газом для собственных нужд». Он необходим для прокачки идущего по трубам топлива. Объясняю популярно: на Украину продукт идёт под давлением 60—70 атмосфер; чтобы его довести до границы с Европой, необходимо выдерживать точно такое же давление на протяжении всего пути. Это делается с помощью компрессорных станций, работающих на газе, который, собственно, и называется технологическим. Он, разумеется, не идёт на экспорт, а используется, подчёркиваю ещё раз, для собственных нужд страны-транзитёра. Более того, в соответствии с международными стандартами технологический газ изначально закладывается в стоимость транзита, то есть применимо к нынешней ситуации можно сказать, что он уже оплачен «Газпромом» по тарифам, обозначенным в договоре, действующем до 2013 года. Никаких дополнительных объёмов никто предоставлять не обязан.

Каким может быть разрешение российско-украинского газового спора?

— Выход может быть только один: Украина, хочет она того или нет, должна приступить к выполнению своих обязательств по транзиту. Заявлять: «Мы сколько угодно долго можем вести переговоры, имея в подземных хранилищах запасы газа 17 миллиардов кубометров» по меньшей мере неконструктивно. Надо не держать газ, а работать в соответствии с подписанным при посредничестве ЕС договором с Россией и Энергетической хартией. Не сомневаюсь, что, если бы Украина руководствовалась только рыночными интересами, проблемы вообще бы не возникло. Но это ведь политическая игра...

Насколько взвешенной Вам видится позиция Евросоюза?

— Конфликт был бы разрешён в первый же день, если бы Евросоюз занял принципиальную и конкретную позицию, альтернативы которой в данной, совершенно очевидной, ситуации просто быть не может. Но европейцы, как всегда, хотят Украину немного поддержать, а Россию чуть-чуть ущипнуть. В то же время они понимают, что без нашего газа, занимающего 20 процентов мирового рынка, никуда не деться.