http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1e6f9329-5c4b-4c96-9b1d-1927a1a30537&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЧТО ОТКРЫЛ, СТУДЕНТ?

03.11.2005

Источник: Парламентская газета, ОЛЬГА ЗЕНЬКОВИЧ

Законопроект позволит вузам и научным центрам усилить внебюджетную финансовую базу: у науки появится возможность вести образовательную деятельность, а у образования - право на законных основаниях заниматься научной

Исторически сложилось так, что наша наука делится на академическую, вузовскую, отраслевую и заводскую. Снять барьеры между этими секторами должна была федеральная программа "Интеграция". Однако за восемь лет с момента ее принятия цель так и не была достигнута. Причем не только из-за недостаточного финансирования программы.

Когда говорят от интеграции науки и образования, обычно кивают на опыт Америки, где исследовательские университеты не только место учебы. Именно там проводятся основные фундаментальные исследования, готовятся научные кадры. Поэтому в американских исследовательских университетах более половины учащихся - те, кто уже имеют дипломы о высшем образовании. Надо сказать, что у нас в свое время тоже пытались идти по этому пути. Еще в советское время была создана великолепная система физтеха, где студенты-старшекурсники и аспиранты учились и даже начинали работать в академических институтах. Но система дала сбои, когда начался кризис в академическом секторе.

За период экономических реформ численность научного персонала снизилась на 56 процентов. За рубеж уехали около 200 тысяч не самых худших ученых. Главная причина для 90 процентов уехавших - низкая оплата труда.

Да и число вузов, занятых научной деятельностью, неуклонно сокращается, а вновь создаваемым частным вузам не до науки. При этом абсолютная численность докторов и кандидатов наук в вузах среди профессорско-преподавательского персонала в полтора-два раза выше, чем по российской науке в целом. Наконец, при наличии в системе институтов РАН и университетов Минобрнауки разветвленной сети аспирантуры и докторантуры их кпд недопустимо низок: лишь менее трети выпускников предъявляют диссертации к защите.

Выход из кризиса многие видят в создании и повышении эффективности научно-образовательных структур. Включение мероприятий ФЦП "Интеграция" в состав Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы" позволило увеличить ассигнования в эту сферу. И все же главная беда в другом: базовые кафедры вузов на предприятиях и в исследовательских институтах, учебно-научные комплексы, центры коллективного пользования и прочие плоды интеграции "по Гумбольдту" , "по Алферову" с его Академическим университетом появляются не благодаря, а, скорее, вопреки действующему российскому законодательству, которое обрушивает на желающих интегрироваться массу ограничении и запретов.

Предлагается несколько моделей интеграции науки и образования. Можно разрешить академическим институтам вести образовательную деятельность, что уже практикуется. Но, как сказал председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, есть опасность загубить хорошую идею. Не надо забывать, что академические институты - узкопрофильные, с глубокой научной специализацией. Конечно, их способность готовить аспирантов, магистров сомнений не вызывает. Но вот подготовка бакалавров и просто специалистов с высшим образованием требует преподавания достаточно широкого спектра дисциплин. Каким образом академические институты будут решать эту задачу? Итог - профанация учебного процесса и обесценивание дипломов.

Обсуждается и такой вариант, как развитие интеграционных комплексов на базе университетов. Положительных моментов множество - хороший кадровый потенциал, опыт фундаментальных исследований, есть даже научные школы мирового уровня. Но на практике стоит только вузу организовать в своих стенах базовую лабораторию академического института, от него сразу начинают требовать заключения договоров аренды, иначе обвинят в нецелевом расходовании средств.

- Все эти проблемы можно снять, внеся изменения и дополнения в законы "О науке и государственной научно-технической политике" , "Об образовании" , "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект на этот счет уже разработан Министерством образования и науки и до конца нынешнего года должен быть представлен в Правительство. С его принятием мы заметно облегчим, сделаем естественной интеграцию науки и образования, - говорит Виктор Шудегов.

Как вариант частичной, а не полной интеграции науки и образования можно рассматривать финансирование крупных совместных научных проектов "вуз - НИИ". Этот опыт был апробирован несколько лет назад в рамках все той же программы "Интеграция" , но масштабы проекта смехотворно малы - доли процента от общего бюджета российской науки.

Третий вариант - создание неких центров "коллективного пользования" с участием институтов и вузов. Например, в Санкт-Петербурге успешно функционирует такой центр, созданный классическим университетом и Институтом химии силикатов РАН, решая проблемы и фундаментальной науки, и образовательной деятельности.

И вот последняя новость - Министерство образования и науки планирует внести в Госдуму законопроект по интеграции образования и науки уже в ноябре. Якобы законопроект позволит вузам и научным центрам усилить внебюджетную финансовую базу: у науки появится возможность вести образовательную деятельность, в том числе и платную, а у образования - право на законных основаниях заниматься научной - заключать хоздоговоры с предприятиями и выполнять госзаказы за бюджетные субсидии. Ожидается, что законопроект отменит условие, при котором научной деятельностью могут заниматься лишь те учреждения, у которых она основная - 70 процентов выполняемых работ, наделив таким правом не только вузы, но и промышленные предприятия, а также компании, которые хотят вести научные разработки. Предполагается, что наука получит возможность учить студентов - термин "образовательное учреждение" , которым обозначался вуз, заменят на "организацию образования" , а таковой может стать и академический институт.

***

ЦИФРА

40 % учреждений высшей школы сегодня проявляют активность в научной сфере.

***

КОММЕНТАРИЙ

ОЛЕГ СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы до образованию и науке

Интеграция образования и науки - это путь, по которому идет в принципе весь мир. На протяжении всей парламентской работы мы поддерживали финансирование программы, которая так и называется "Интеграция науки и высшего образования" и эта программа, в общем, себя оправдывала. Когда сейчас говорят об интеграции образования и науки, предполагается, что высшим учебным заведениям будет предоставлен статус научных организаций. Эту идею мы тоже прорабатывали достаточно долго. К сожалению, по действующему законодательству научная организация имела меньше дополнительных гарантий, чем учреждение высшего образования, Именно поэтому мы до сих пор не решились идти этим путем - Правительство не соглашалось дать возможность вузу превращаться в научную организацию и при этом сохранять все имеющиеся у высшего учебного заведения налоговые льготы и другие дополнительные социальные гарантии. Как будет на этот раз? Дождемся законопроекта. Но хочу предостеречь: не надо пытаться лечить головную боль с помощью гильотины.