http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1ee7717f-d0f6-4a70-ba3a-e75bd5f9d856&print=1© 2024 Российская академия наук
Колоссальные средства потребуются для продления эксплуатации МКС до 2030 года, иначе станция "развалится". Об этом заявил гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин на встрече с депутатами Госдумы от ЛДПР, видео которой распространила пресс-служба партии.
"Пока у нас есть разрешение правительства работать на МКС до 2024 года. США приняли решение до 2030 года работать там. Мы считаем, до 2030 года станция развалится. Ее ресурс 15 лет. Посчитайте, от 1998 года 15 лет давно прошли", - заявил Рогозин (цитата по ТАСС). По словам главы "Роскосмоса", для экипажа в случае продления сроков эксплуатации будут возникать риски. Либо надо вкладывать колоссальные деньги в ремонт этой станции. "А смысл? - говорит Рогозин. - В условиях, когда США, британцы и европейцы ведут себя таким образом".
Также он отметил, что работа на МКС в сложившейся геополитической обстановке не является эффективной. "Я не считаю работу на МКС в нынешних условиях эффективной. Но есть одна проблема - мы еще не развернули Российскую орбитальную служебную станцию, которая будет в несколько раз эффективнее", - заявил Рогозин.
Между тем, как напоминают специалисты, российский и американский сегменты космической станции взаимосвязаны друг с другом. Российский сегмент, управление которым осуществляется из подмосковного ЦУПа, обеспечивает поддержание высоты орбиты станции и дублирование систем жизнеобеспечения американского сегмента. Российские корабли "Союз МС" и "Прогресс МС" - это резервные средства доставки зарубежных экипажей и грузов на МКС и их возвращения на Землю.
Именно двигатели российских грузовых кораблей "Прогресс" обеспечивают выполнение коррекций орбиты станции. В среднем, как сообщает "Роскосмос", 11 раз в год. В том числе для уклонения станции от "космического мусора". На сайте "Роскосмоса" приводится статистика: с 1998 года по настоящее время осуществлены 316 коррекций орбиты МКС, 167 из них с помощью двигателей грузовых кораблей "Прогресс" и 39 - служебного модуля "Звезда".
После прекращения полетов американских шаттлов и европейских грузовых кораблей ATV российские двигатели стали единственным штатным средством поддержания высоты орбиты станции. Нашими "космическими моторами" также обеспечивается поддержание ориентации МКС в пространстве и разгрузка гиродинов американского сегмента (40 раз в год).
Важен и такой момент. Доставка топлива для дозаправки баков станции осуществляется только кораблями "Прогресс" - до 1 100 кг в каждом. Кроме того, в баках модуля "Звезда" хранится до 800 кг топлива.
Российский сегмент обеспечивает дублирование систем жизнеобеспечения американского сегмента. Среди них - системы получения кислорода ("Электрон-ВМ"), удаления углекислого газа ("Воздух"), очистки атмосферы МКС от вредных примесей (БМП) и пополнения атмосферы станции воздухом, кислородом и азотом (из баллонов "Прогрессов"). Также российскими средствами обеспечивается резервирование голосовой и телеметрической связи американского сегмента станции с наземными пунктами управления.
Напомним: на 30 марта планируется приземление астронавта NASA Марка Ванде Хая на корабле "Союз МС-19" вместе с космонавтами "Роскосмоса" Антоном Шкаплеровым и Петром Дубровым.