http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1f780708-13ef-4ac4-b281-52642e7e2b7a&print=1© 2024 Российская академия наук
Что такое Болонский стандарт?
Единая Россия, 13.06.2005
ЮРИЙ НИКОЛАЕВ
9 июня в стенах Государственной думы состоялся "круглый стол" на тему "Проблемы интеграции российской и европейской систем образования".
Законодатели, специалисты Министерства образования и науки РФ, руководители ряда российских вузов собрались, чтобы обсудить проблемы, связанные с вхождением России в Болонский процесс - создаваемое единое Европейское пространство высшего образования.
Нынешняя молодежь живет в эпоху открытых границ и Интернета. И сегодняшний день настойчиво требует интеграции в области образования. Чтобы у студентов была возможность учиться по единым европейским стандартам. Чтобы дипломы о высшем образовании, полученные в России, признавались во всем мире, стали бы столь же уважаемыми, как европейские или американские. Трудоустроиться по таким документам можно будет в любой стране. Не сделать шаг в направлении сотрудничества с Европой было бы нечестно по отношению к подрастающему поколению, говорили участники "круглого стола".
Подписав Болонскую декларацию - сегодня в нее вошло 45 государств, - наша страна открывает дополнительные возможности для включения российских вузов в проекты, финансируемые Европейской комиссией, а студентов и преподавателей высших учебных заведений - в программы академических обменов с университетами европейских стран.
Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе в 2005-2010 годах предстоит перейти на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Оно станет подтверждаться присвоением квалификации "бакалавр" (срок обучения 4 года) или "магистр" (срок обучения 6 лет).
В выступлениях участников "круглого стола" отчетливо прозвучала мысль: недальновидно было бы не использовать дополнительный импульс для модернизации нашего образования.
Новые принимаемые стандарты качества позволят российским вузам готовить специалистов столь высокого класса, что они будут востребованы на самом взыскательном рынке труда. Именно в этом смысл процесса, ради которого благополучная Европа пошла на радикальные перемены, а вовсе не для того, чтобы коварно разрушить российское образование. Однако было бы не оправданно при переходе на новые стандарты похоронить имеющиеся достижения нашего образования, ведь они могли бы стать российским брендом, российской экспортной маркой, способной привлечь в наши вузы студентов со всего мира, поднять авторитет России. И это реально, хотя и потребует немалых усилий.
На выполнение Болонских соглашений России отведен меньший срок, чем другим европейским" странам, вошедшим в этот процесс много раньше. Но это не значит, что мы вынуждены догонять Европу. Уже немало сделано. А над тем, что не сделано, предстоит потрудиться. Но уже совместными с европейцами усилиями.
***
комментарий
Николай БУЛАЕВ, председатель комитета ГД по образованию и науке:
- Надо признать: участие России в Болонском процессе не всем вузовским работникам по душе. Некоторые до сих пор просто не разобрались, что это такое. Иные опасаются, что будет потеряно многое хорошее из ранее наработанного. Третьи просто трусят, полагая, что их вузы не дотянут до планки европейских требований. И получается: мы часто обижаемся, когда нас не пускают в Европу в той или иной ситуации, но когда такая возможность появляется, как в случае с Болонским процессом, сами оказываемся в нерешительности. Где же логика?