http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1f900eb1-82b6-401a-8564-b850ccde795f&print=1© 2024 Российская академия наук
Сюда прибыли академики Геннадий Месяц и Александр Асеев, и председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник.
24 марта в конгресс-центре «Рубин» открылось заседание Совета Российской Академии наук. Для участия в нем в Томск прибыли председатель Совета, вице-президент РАН академик Геннадий Месяц, вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев, руководители региональных отделений и научных центров РАН, ректоры вузов, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. Прислал своих представителей и новосибирский Технопарк.
Почему Томск
Говорили о том, как теснее сплотить на благо развития инноваций академическую и вузовскую науку. Почему местом для разговора был выбран именно Томск, объяснил в своем приветственном слове Геннадий Месяц. Одна из причин очевидна: Томск - один из старейших научных центров России. Вторая сформулированная Геннадием Андреевичем причина служит отличной иллюстрацией пословицы «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
- В последние годы советской власти в Томске значительно эффективнее, чем в других регионах, развивалась инновационная деятельность, - сказал выпускник томского политеха, проработавший в Томске более 30 лет, основавший НИИ сильноточной электроники и много сделавший для того, чтобы ТВЗ появилась именно в нашем городе. - Причин тут две. Одна - наличие столетних университетских традиций, богатейший опыт выдающихся ученых и прекрасная подготовка студентов. Вторая в том, что до прихода Лигачева Томск находился в плачевном состоянии - все развитие шло в Новосибирске. Вузам и науке приходилось постоянно зарабатывать, налаживать связи с промышленностью, создавать полезные разработки. И это породило существенный прогресс в области инновационной деятельности.
Не академическое это дело
Сегодня, казалось бы, зарабатывать на научных разработках ученым сам Бог велел. Однако вопрос «что мешает инновационному развитию» звучит с тех самых пор, как появилось само слово «инновации». Интересных мыслей по этому и другим поводам и на заседании Совета, и в разговоре с журналистами участники мероприятия высказали много. Некоторые из них мы приведем ниже. Как всегда интересно выступил на заседании Совета Иван Бортник, именем которого все привыкли называть фонд развития малых инновационных предприятий. Он, в частности, заметил, что томские вузы за полтора года создали 57 малых инновационных предприятий, а Томский научный центр - ни одного. На пресс-конференции, которая состоялась сразу после этого, Бортник не присутствовал. Полемизировать с ним представителям Академии наук пришлось заочно.
- Такая статистика выглядит как-то сомнительно, - поделился впечатлениями один из них. - Вот смотрите: в России создано 700 малых инновационных предприятий при вузах, в которых занято 2000 человек. Отнимите директоров и главных бухгалтеров, и останется полставки работника. Они что, составят кому-нибудь конкуренцию на международном уровне? Давайте говорить о том, сколько мы выдаем продукции!
Председатель Президиума Томского научного центра СО РАН Сергей Псахье высказался в том смысле, что развитие инноваций - не ипподром. Вполне логично, когда Академия наук занимается фундаментальными исследованиями и генерирует научные идеи, а десятки и сотни тысяч молодых, энергичных студентов и аспирантов претворяют их в жизнь. Ни у кого не вызывает сомнения одно: кооперироваться академической и вузовской науке необходимо. Без этого одна просто не сможет выжить, а другая будет напоминать бесплодную почву.
Кстати
Сравнить свои успехи с чужими всегда интересно. Отдельный доклад был посвящен достижениям новосибирского Технопарка, который был создан уже после победы Томска в конкурсе на право создать ТВЗ. Похвалил новосибирцев и вице-президент РАН Александр Асеев: сегодня, по его выражению, Технопарк «встал на крыло» и активно развивается. Примерно 80 процентов резидентов (а их сегодня 94) составляют выходцы из СО РАН. Первый замгубернатора Томской области Оксана Козловская упомянула о том, что отношения новосибирцев с резидентами томской ТВЗ все больше превращаются в интеграцию, причем не по приказу сверху, а на основе общих интересов бизнесменов.
Справка «КП»
О развитии инноваций в Томской области говорят такие цифры: в 2005 году на долю нефтегазового сектора приходилось 40 процентов ВРП, в 2010-м — уже 22 процента.
Сергей Псахье, Председатель Президиума Томского научного центра СО РАН, о том, как соотносятся менталитет людей науки и необходимость коммерциализировать научные разработки:
- Дело не столько менталитете, сколько в профессиональных знаниях и навыках и наличии команд. Процесс коммерциализации научных исследований очень непрост, он требует наличия серьезных структур, которые пока находятся у нас в процессе становления. В том числе и потому, что востребованность научных разработок из-за их высокой добавленной стоимости со стороны госкорпораций пока невысока. Все эти системы нужно выстраивать - пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. И одна из задач, которая стоит в том числе перед Академией наук - наладить механизм, который позволил бы вовлекать результаты научных исследований в хозяйственный оборот. Сегодня есть Фонд Бортника, есть федеральные целевые программы. Но, видимо, этого недостаточно.
Виктор Власов, проректор по научной работе и инновациям ТПУ, об отношениях науки и университетов:
- Если говорить о Томском политехническом, то у нас крепкие связи с академической наукой, с Томским научным центром и в целом СО РАН мы работаем в тесном взаимодействии. Есть у нас связи и с московскими научными институтами - словом, мы в этом направлении активно работаем. Если говорить в целом о стране, кооперация между вузами и академической наукой, безусловно, должна идти более эффективно. Академия все-таки держится от вузов особнячком, а они существуют сами по себе. Поэтому укрепление и расширение этих связей необходимо.
Григорий Дунаевский, проректор по научной работе ТГУ, о федеральном законе № 94:
- Что мешает нам работать более эффективно? В первую очередь — система финансирования науки в России и ФЗ-94. Все остальное переживаемо. Сейчас этот закон обещают изменить, но один раз его уже поправили - в сторону прямо противоположную тому, что было обещано. Лучше бы, конечно, полностью вывести науку из-под действия этого закона. Но если нет - пусть он будет хотя бы разумным. Мы не против конкурсов, но во главе угла должно стоять качество, а не цена. И сроки проведения конкурсов, и порядок их проведения сегодня - проблема, которая полностью останавливает работу по хоздоговорам. Какой бизнес будет участвовать в конкурсе на изготовление каких-то комплектующих для того, чтобы нам их показать? Мы не конкурентоспособны как исполнители, потому что ничего не можем сделать быстро.
Александр Асеев, вице-президент РАН, председатель СО РАН, о томском опыте вообще и Томском научном центре в частности:
- Мы хорошо понимаем те проблемы, с которыми инноваторам сегодня приходится сталкиваться. И опыт Томска позволяет надеяться, что эти проблемы будут решены в ближайшее время и с тем эффектом, которого от нас ждут и который диктуется самой логикой развития России. Томский научный центр - один из самых динамично развивающихся и наиболее инновационных. У томичей совершенно уникальная связь с образованием, очень хорошо гармонизированы взаимоотношения между наукой, властью и бизнесом. В этом отношении ситуация в Томске уникальная, и другим этот опыт, конечно, надо брать на вооружение.
Анатолий Кобзев, президент ТУСУРа, и ректор ТУСУРа Юрий Шурыгин о том, что мешает вузам и академической науке вместе работать над инновациями:
- Нам развивать инновации не мешает абсолютно ничего. Если кто-то хочет у нас поучиться - пусть приезжает. Хотя многие, познакомившись с этой системой, видят, какой большой работы это требует, и уезжают с осознанием, что они этого не потянут. Чтобы внедрить технологию группового проектного обучения, нам понадобилось пять лет плотной, напряженной работы. Но и результат есть - объем научных исследований в вузе сегодня составляет 520 млн. рублей. На одного научно-педагогического работника приходится 722 тысячи рублей - по этому показателю мы в первой тройке в России.
Александр Асеев о том, чем помочь развитию инноваций:
- Не все, что нужно для инноваций, упирается в Академию наук. Есть проблемы базовые, которые нужно решать на уровне государства. Надо, чтобы у нас развивались крупные высокотехнологичные компании мирового уровня, необходимо полноценное венчурное финансирование, которого пока нет. О защите интеллектуальной собственности сказано так много, а сделано для этого так мало, что останавливаться на этом подробно не буду. Совместных структур у вузовской и академической науки много. Но их нужно переформатировать так, чтобы увеличить долю молодежи, чтобы сюда пришли энергичные, активные люди. И просто необходимо решить проблему с жильем для молодых ученых и сотрудников инновационных компаний. Нужно строить доступное арендное жилье.
Оксана Козловская о кооперации томских вузов:
- В прошлом году произошел настоящий прорыв: создание консорциума томских вузов и разработка ими совместных программ по семи направлениям. В том числе - по подготовке кадров по смежным специальностям по заказу бизнеса. Пока не очень понятно, какой вуз будет выдавать такому выпускнику диплом, но к концу года мы выдадим вполне законченную модель.
Валерий Чарушин, председатель Уральского отделения РАН:
- Технико-внедренческие зоны без нас невозможны - идеи для них создаются в вузах и академических институтах. Кооперация вузов и академической науки существовала всегда, но сегодня вузы поддерживаются федеральными программами, по этому поводу принята целая серия постановлений правительства. Наверное, необходимо принять постановление и по развитию Академии наук. Это будет адекватно ситуации.
Иван Бортник, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (о том, как он стал исполнительным директором Ассоциации инновационных регионов России, и о том, чему томичам можно поучиться у других регионов):
- Руководство томской области пригласило меня на чашку чая и высказало такое предложение, от которого мне неудобно было отказаться. Если же серьезно, развитие инноваций в регионах - это очень важно. Это понимает и руководство страны. Сегодня оно говорит: а давайте посмотрим, как это происходит в регионах, потому что страна большая, в регионах все очень по-разному. Проблемы, конечно, в основном общие, и решать их нужно сообща. Но ни в самой Ассоциации, ни сверху нет никакого давления: входить в число участников никого не заставляют. Я считаю, что это правильно - членство в Ассоциации инновационных регионов должно быть добровольным. Интересно то, что собрались в нее регионы разные, с разным уровнем развития и наработанным инструментарием. Чему томичам можно поучиться у других регионов? Привлечению инвестиций я бы очень советовал поучиться у калужан. Я думаю, скоро их губернатор получит Орден почетного легиона и какую-нибудь награду Германии, потому что привлекаются суммы порядка 2 миллиардов евро. Заводы так и растут! Отработан какой-то механизм - я спрашивал губернатора, какой, но я думаю, что он не все рассказывает...
Иван Бортник об отношении сибиряков к Сколково:
- Сегодня государство начинает не выделять дополнительные деньги, а перераспределять ресурсы в пользу инновационных регионов. Честно говоря, меня немного смущает отношение сибиряков к Сколково. Есть инструментарий, который другие регионы уже начали использовать. Но томичи им не пользуются. Что это - зависть или обида - я особенно копаться в этом не хочу. Но в итоге люди начинают считать, что в Томске и нет ничего достойного. Сегодня с утра я обсуждал это с представителями двух томских университетов. Они говорят - пусть нам расскажут все правила Сколково. Но эти правила только формируются! И если вы будете в этом участвовать, сформируется то, что будет устраивать и вас. А иначе будете потом говорить, что вам это абсолютно не подходит. Томичам нужно занимать более активную позицию!