http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=1fe68f29-5c4d-435f-a6f7-1e541473b594&print=1© 2024 Российская академия наук
В правительстве начат бюджетный процесс, призванный сохранить финансовую стабильность в условиях кратного падения экспортных доходов. Вчера Дмитрий Медведев открыл серию отраслевых совещаний, в результате которых должен появиться сокращенный список бюджетных проектов. Сегодня Владимир Путин начнет отбор проектов для Национальной технологической инициативы – программы создания рынков, на которых РФ может стать глобальным лидером.
Сегодня Владимиру Путину представят на ВДНХ проекты, претендующие на поддержку Агентства стратегического развития, – «Новый бизнес», «Молодые профессионалы» и «Социальные проекты». Также ему представят стратегию Национальной технологической инициативы.
Это долгосрочная программа создания новых рынков, на которых Россия может стать глобальным лидером. А вчера премьер-министр Дмитрий Медведев сдержал обещание, которое он дал накануне Владимиру Путину, и провел в среду первые два совещания из целой серии, которые будут посвящены формированию бюджета на 2017–2019 годы. На одном вчера рассматривали расходы на связь, науку и спорт, на другом – на промышленность, энергетику и транспорт.
Все предложения по дополнительным ассигнованиям названы малореалистичными. Речь можно вести лишь о перераспределении ресурсов.
Бюджет теперь будет формироваться почти по-новому. Во-первых, после небольшой паузы решено вновь вернуться к трехлетнему горизонту. Это стало возможным после того, как правительство увидело новый ориентир – 40 долл. за баррель нефти марки Urals. Во-вторых, ресурсы будут изыскивать под конкретные проекты и направления. Резервы решено использовать в исключительных случаях.
В-третьих, правительство не будет рассматривать никаких базовых, а тем более оптимистичных сценариев. По словам Медведева, при формировании бюджета нужно исходить из консервативного, жесткого сценария, учитывая санкции и динамику цен на нефть. Минфин уже довел до профильных ведомств предельные объемы расходов, «естественно, у министров есть свои соображения, предложения по дополнительным финансам, сегодня мы их обсудим, послушаем профильных министров».
Премьер уже назвал несколько приоритетов. На фундаментальную науку должно быть заложено не меньше, чем в прошлом году, заявил он, пояснив, что есть поручение обеспечить объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований на уровне не ниже 2015 года в процентном соотношении к ВВП. В сфере ТЭКа определили развитие электрогенерации в Крыму и на Дальнем Востоке.
Говоря о статьях проекта бюджета, посвященных информационным технологиям и связи, Медведев отметил рост потребности в доступе к современным каналам связи, включая высокоскоростной Интернет. Но, видимо, поручений на этот счет не было, возможно, это инициатива самого Дмитрия Анатольевича, поэтому о создании этой инфраструктуры еще будут советоваться.
Дмитрий Медведев порадовался росту в промышленности в первом полугодии и сообщил, что власти РФ будут поддерживать экспортный потенциал и создание новых производств для сохранения позитивных тенденций в динамике промпроизводства. По данным Росстата, промышленность РФ в июне в годовом выражении ускорила рост до 1,7% с 0,7% в мае; за январь–июнь промпроизводство также показало положительную динамику, увеличившись на 0,4%.
На столе у премьер-министра сейчас лежат разрозненные картинки пазла, который должен собраться в единое целое к 1 ноября, когда правительство должно передать проект бюджета в Госдуму на утверждение. Еще в конце июня Минфин подготовил план очередного трехлетнего бюджета, в котором годовые расходы бюджета было предложено заморозить на уровне около 15,8 трлн руб. в год на всю трехлетку. Большую часть бюджетных средств правительство планирует направить на решение социальных вопросов, 10 трлн руб. должны пойти на развитие пенсионной системы, на соцподдержку граждан выделят более 4 трлн руб.
Эксперты расходятся во мнениях, за счет каких статей бюджета правительство будет латать дыры.
«По моим оценкам, доходы российского бюджета составят 13,4 трлн руб. в 2017-м, 14 трлн руб. в 2018-м и 14,6 трлн руб. в 2019 году», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Андрей Чернявский. По оценкам эксперта, правительству не обойтись без сокращения расходов на оборонно-промышленный комплекс и на трансферы в Пенсионный фонд. Пострадают, по его мнению, и расходы на поддержку национальной экономики, предусматривающие помощь отраслям и регионам.
«Пострадает подавляющее большинство статей расходов, но сильнее всего те, эффект от которых ожидается лишь в долгосрочной перспективе, – сказал «НГ» доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Ермолаев. – Исключением из этого правила скорее всего станут лишь некоторые – наиболее важные с точки зрения власти – виды расходов на развитие ОПК и такие «священные коровы», как, скажем, строительство Керченского моста. Медведев не зря заговорил о необходимости поддержки экспортного потенциала промышленности РФ, поскольку власть видит в этом достаточно быстрый способ компенсации доходов бюджета, «выпадающих» от падения нефтяных цен. Другой вопрос – насколько реалистичны эти планы, ведь российская промышленность имеет довольно узкую линейку продуктов, востребованных на мировом рынке прямо сейчас».