http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2031760c-c71f-4414-bbea-b97763c33b58&print=1© 2024 Российская академия наук
Крупнейший научно-исследовательский флот страны сосредоточен во Владивостоке, до недавнего времени «корабли науки» находились в управлении Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ДВО РАН). Но с недавних пор все суда переданы (как этому не сопротивлялись дальневосточники) эффективными менеджерами Федерального агентства научных организаций в управление московского Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН. В результате впервые за последние два десятка лет в Дальневосточном отделении РАН начался срыв морских экспедиций, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В середине ноября в Москве на площадке Российского исторического общества прошёл круглый стол «История освоения водных пространств и современные вызовы». Встреча собрала широкий круг специалистов, у которых, как отметил президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов, есть своя точка зрения как на освоение Россией Мирового океана, так и на возможности оживления российских водных путей, а значит, и судостроения. Он также призвал вспомнить, что Россия, в первую очередь, морская держава, и поменять мышление с сухопутного на морское. Важной темой разговора стало обсуждение проблемы научных исследований Мирового океана. Их количество за последние годы сильно сократилось. Эксперты сошлись во мнении, что ситуация с научно-исследовательским флотом в России плачевна: судов мало, подавляющее большинство тех, что сегодня эксплуатируются, уже устарели и морально, и технически. Давно назрела необходимость скорейшего строительства новых «кораблей науки».
Специализированное подразделение для проведения фундаментальных исследований Мирового океана в структуре Дальневосточного отделения РАН было создано ещё в 1973 году, первоначально в ранге отдела, который затем стал Управлением научно-исследовательского флота (УНИФ ДВО РАН). Но теперь занимающееся «наведением порядка» в имущественном комплексе Академии наук Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) посчитало такое положение дел ненормальным и лишило ДВО РАН своего флота. Эффективные менеджеры из ФАНО уверяют, что хотели как лучше. Но в итоге это привело к срыву морских экспедиций в Дальневосточном отделении РАН.
«Мы двадцать лет каждый год проводили экспедиции в Арктике. Благодаря этому и Дальневосточное отделение, и Российская Академия наук, и страна в целом стали известным в мире центром арктических исследований. Дальневосточными учёными впервые были обнаружены обширные акватории на мелководном шельфе Арктики, где происходит массовый выброс метана в атмосферу, что может явиться причиной наблюдаемых климатических изменений на планете. Мы инициировали создание мощной научной кооперации по указанным вопросам, нашими партнёрами являются 12 американских университетов, несколько университетов Швеции, французские, итальянские, немецкие учёные… Но в этом году Арктика не увидела наших учёных, и не понятно, что будет в 2018 году», – так невесело заметил в канун 85-летия академической науки на Дальнем Востоке и 30-летия ДВО РАН его председатель и вице-президент РАН академик Валентин Сергиенко.
Развиваются и связи Дальневосточного отделения РАН с Вьетнамской академией наук и технологий и Министерством природных ресурсов и окружающей среды Социалистической Республики Вьетнам, в том числе и в проведении морских исследований. Вот что рассказал нашему еженедельнику о состоявшейся этим летом в южной части Южно-Китайского моря совместной геолого-геофизической экспедиции заведующий лабораторией газогеохимии Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва ДВО РАН, координатор совместной Российско-Вьетнамской лаборатории по морским наукам доктор геолого-минералогических наук Ренат Шакиров.
- Экспедиция проводилась Тихоокеанским океанологическим институтом имени академика Ильичёва ДВО РАН совместно с Центром морской геологии, полезных ископаемых и окружающей среды Министерства природы и окружающей среды Вьетнама в рамках программы СРВ по исследованию геологических структур, перспективных на поиски газогидратов и других полезных ископаемых. Хотя у нас ещё остались свои научно-исследовательские суда, сорок шесть участников вышли в экспедиционный рейс на судне Петротехнической службы компании «Петровьетнам». Мне было поручено выступать координатором экспедиции и одновременно выполнять литологические и газогеохимических исследования. Базой экспедиции стал город Вунгтау, где находится штаб-квартира крупнейшей Российско-Вьетнамской компании «Вьетсовпетро».
Само судно не предназначено для проведения комплексных геолого-геофизических работ. Поэтому на нём в автономном исполнении было установлено спускоподъёмное и исследовательское оборудование: мощный электрогенератор, кабель-тросовая и тросовая лебёдки, эхолот, новая система зондирования и отбора проб воды Rosette, приборы навигации и позиционирования, бокс-корер, гравитационные пробоотборники донных отложений, драги, дночерпатель, геохимическая лаборатория, низкотемпературное кернохранилище, жилой модуль. А установленная восьмиметровая П-рама без труда позволяла работать с прямоточными колонковыми пробоотборниками (трубками) длиной до семи метров. Кстати, внутри головной части трубки размещался своеобразный батометр для отбора проб придонной воды. Датские лебёдки высшего класса защиты были оснащены тросом из нержавеющей стали – редкая роскошь для российских научных судов. Отличается организация жилого пространства на судне: вместо отдельных кают для научного состава предусмотрены кубрики на десять-пятнадцать человек. Просторные и комфортабельные, они позволяют максимально увеличить штат при небольших размерах судна.
За месяц работы экспедиция выявила крупные протяжённые тектонические депрессии, заполненные осадками, в которых обнаружены благоприятные условия для формирования газогидратов и признаки высокой газоносности осадочной толщи. Закартированы подводные возвышенности и горы вулканического происхождения, некоторые из них возможно впервые: существующие официальные батиметрические карты района работ (южной, глубоководной части Южно-Китайского моря) не точны. Вьетнамские исследователи могли бы использовать это для усиления позиций своей страны на море: этим структурам (по традиции и морскому закону) необходимо давать собственные имена, например, «Вулкан Хошимина», узаконивать их на картах. Наши работы на больших глубинах проходили при сопровождении кораблём береговой охраны ВМФ Социалистической Республики Вьетнам.
На рифовых банках поднимались фрагменты живых кораллов, после фотографирования и описания их спускали за борт. Поднятые фрагменты коралловых рифов, похожие на многоэтажные сложные города, были заполнены обитателями.
На глубинах более полутора тысяч метров обнаружены необычные текстуры осадков, сходные с криогенным типом. Вдоль бровки склона найдена узкая зона восстановленных осадков, с аномалиями сероводорода и метана. В целом исследованиями установлены газогеохимические поля с повышенными концентрациями метана, углекислого газа, водорода и гелия. Повышенные концентрации перечисленных газов тяготеют к бортам тектонических депрессий и часто отмечаются вокруг локальных поднятий. Повышенные концентрации углекислого газа связаны, вероятно, с его поступлением из подводных вулканов. Названия многим из вулканических построек ещё не присвоены. По сравнению с газогидратоносными районами в Охотском и Японском морях, в районе исследований пока не обнаружены концентрации метана в значениях, достаточных для образования газогидратов. Работы будут продолжены в следующем году южнее, где ранее зарегистрированы газовые факелы и где находится основная перспективная площадь. Тем не менее, по выделенным зонам с геохимическими аномалиями выделяются структуры, которые можно рекомендовать для поиска традиционных залежей углеводородов.
Закартированы зоны осадочных отложений с красновато-коричневым оттенком, в которых зафиксированы высокие (аномальные) содержания железа и других элементов.
В итоге в экспедиции получены уникальный материал и информация о газогеохимических полях, геологических структурах и гидрологических характеристиках в южной глубоководной части Южно-Китайского моря и газогеохимических полях донных осадков и толщи вод. По совокупности геофизических, геологических, геохимических и гидрологических данных, полученных в экспедиции, выделены новые газоносная и потенциально газогидратоносная провинция в южной части Южно-Китайского моря.
В январе уходящего года сотрудниками лаборатории газогеохимии ТОИ ДВО РАН в рамках индоокеанской экспедиции РАН в сорок втором рейсе НИС «Академик Борис Петров» были обнаружены пять зон эмиссии метана в атмосферу вдоль центральной части Южно-Китайского моря. Зона с наиболее максимальными значениями потока закартирована совместной Российско-Вьетнамской геолого-геофизической экспедицией. Но результаты этой экспедиции были бы гораздо выше, если экспедиция была бы проведена на научном судне ДВО РАН и если научный состав состоял хотя бы на половину из российских учёных.
Вьетнамская сторона высказалась за продолжение совместных исследований с ТОИ ДВО РАН и в целом с Дальневосточным отделением РАН и в дальнейшем. Доверие к опыту российских учёных у вьетнамских коллег из всех научных организаций по-прежнему на высоком уровне. Они как никто заинтересованы в обмене молодыми учёными, и нашим молодым специалистам есть уже что почерпнуть во Вьетнаме кроме фактического материала. Учитывая актуальность сравнительных исследований в Дальневосточных морях, комплексные экспедиции необходимо проводить на научных судах России. Крайне необходимо постоянное базирование одного из наших судов, способного нести комплексные исследования, во Вьетнаме. Необходимо рассмотреть вопросы сдачи в долгосрочную аренду, например, научно-исследовательских судов «Профессор Богоров» или «Профессор Гагаринский», которые сегодня находятся под угрозой списания. В таком случае морские исследования российских учёных будут иметь постоянный плацдарм для работы в юго-восточном секторе Азии, значительно уменьшатся сложности по организации рейсов в спорных районах.
Особенно важным в настоящее время является проведение своевременного и качественного ремонта научного флота ДВО РАН, который находится сейчас в плачевном состоянии. Происходят срывы работ, что недопустимо при выполнении госзаданий. В конце этого года уже было несколько делегаций из соседних стран по вопросам проведения совместных экспедиций на судах ДВО РАН. По понятным причинам суда им не показывали, или показывали частично.
На днях ТОИ ДВО РАН посетил профессор Рио Матсумото, курирующий основные научные проекты по исследованию газогидратов на акватории Японии. Он заинтересован в выполнении совместной экспедиции на условиях софинансирования на севере Японского моря в 2018 году на научно-исследовательском судне «Академик М.А. Лаврентьев». Профессор Матсумото выразил пожелание осмотреть судно во время обсуждения контракта. Но ДВО РАН не может предъявить судно к осмотру в его настоящем бедственном состоянии. Взамен этого, при содействии руководства Тихоокеанской базы научного флота было организовано посещение НИС «Академик Опарин», на который в текущем году легла основная экспедиционная нагрузка в Дальневосточном отделении РАН. Несмотря на эти накладки, договоренность между профессорами Рио Матсумото и Анатолием Ивановичем Обжировым о проведении совместной экспедиции была достигнута. Что, опять же, в большой степени основано на высоком доверии к исследованиям учёных ДВО РАН. В частности, профессор Матсумото очень высоко оценил предварительные научные результаты, полученные в комплексной геолого-геофизической экспедиции ТОИ ДВО РАН в Татарском проливе в пятьдесят четвёртом рейсе «Академика Опарина» в сентябре-октябре этого года (возглавил экспедицию кандидат геолого-минералогических наук Максим Валитов).
Остаётся надеяться, что в марте 2018 года ремонт НИС «Академик М.А. Лаврентьев» состоится, экспедиции пройдут по утвержденному плану и будет проведена многократно согласованная модернизация оборудования на НИС «Академик Опарин» и «Академик М.А. Лаврентьев». Эти два судна в настоящее время – основная надежда для успешного выполнения госзаданий по комплексным морским научным экспедициям на Дальнем Востоке. Но, начиная с 2018 года, нагрузка на них возрастёт – теперь заявки на проведение исследовательских рейсов в дальневосточных морях подают не только академические институты региона. Однако если наш российский научный флот не будет усилен, в том числе и для работы в дальневосточных морях и морях Восточной Арктики, в нашем регионе будут работать коллеги из сопредельных государств и открывать наши полезные ископаемые. Как это уже случилось в 2016 году в Чукотском море. В дальневосточный научный флот остро необходимо передать как можно скорее как минимум два судна: одно для работ в Арктике, и одно (по типу НИС «Академик М.А. Лаврентьев») – для проведения комплексных исследований в дальневосточных морях. Иностранцев можно допускать в наши моря только как партнёров-соисполнителей и обязательно на наших научных судах. Но суда должны соответствовать международному уровню и быть оборудованными для проведения комплексных работ любой сложности. И здесь встает уже вопрос о государственной необходимости постройки и предоставления Российской Академии наук новых исследовательских судов, а не только о ремонте и модернизации старых. Качественный ремонт и модернизация оборудования существующих НИС и постройка новых – необходимые условия для эффективной реализации Стратегии научно-технологического развития России и других программ развития, в том числе региональных для выхода на лидирующие позиции в научных морских исследований в Азиатско-Тихоокеанском регионе.