Шимпанзе, ты нам не родственник

02.11.2006

Источник: Парламентская газета, НАТАЛИЯ ЛЕСКОВА

У ученых все больше сомнений в традиционных представлениях о происхождении человека

Недавние раскопки на территории Эфиопии принесли сенсационный результат: палеонтологи наткнулись на прекрасно сохранившийся скелет трехлетней девочки, похоже, принадлежавшей к старейшим предкам хомо сапиенс. Находка подтверждает смелую гипотезу о том, что род человеческий значительно старше, чем было принято думать до сих пор. Наш возраст - миллионы лет, заявляют исследователи. Однако далеко не все ученые с ними согласны. На самом деле человечеству не более 10-15 тысяч лет, парируют оппоненты. Кто же прав?

"Ребенку" более трех миллионов лет...

До последнего времени самой древней находкой такого рода считался скелет маленького неандертальца, жившего менее 300 тысяч лет назад на территории Сирии. Существовало убеждение: обнаружить более древний скелет в целости и сохранности попросту невозможно. Даже в условиях вечного оледенения кости не хранятся дольше пятисот тысячелетий. Нынешняя находка перечеркнула весь многовековой научный опыт. Скелет малышки, по всей видимости, погибшей от какого-то вируса, словно законсервировался под многометровым слоем знойной африканской почвы. Что же это за ребенок?

- Археологи опубликовали отчет о раскопках в последнем номере авторитетного английского журнала "Нэйчур", - рассказывает директор Института палеонтологии РАН Алексей Розанов. - Наблюдения ученых выглядят интригующе. По их мнению, речь идет о переходном виде прачеловека - австралопитеке. От них позже произошли неандертальцы, которые, согласно общепринятым теориям, ехали прямыми предками современных людей. Структура нижних конечностей малышки свидетельствует: ребенок передвигался на двух ногах, но руки больше напоминали верхние конечности гориллы. Вероятно, она могла ловко лазать по деревьям, добывая пищу, как обезьяны. Мозг ребенка по строению и размеру почти неотличим от мыслительного органа трехлетнего шимпанзе. Однако означает ли это, что девочка представляла собой нечто подобное умной обезьяне?

Об ответе на этот почти риторический вопрос не приходилось даже мечтать. Как вдруг сюрприз: среди костных фрагментов лицевой части черепа удалось обнаружить подъязычную кость, поддерживавшую мышцы глотки и языка.

- Ранее ученые никогда не находили в столь древних скелетах этого критически важного для изучения эволюции речи компонента, - продолжает профессор Розанов. - Это дает основания предполагать: существа могли членораздельно разговаривать, общаться между собой, почти как мы. Ведь у обезьяны такого органа нет, поэтому обучить гориллу или шимпанзе произносить слова в принципе невозможно.

Неужели уже несколько миллионов лет назад наши предки, населявшие планету, могли изъясняться с помощью слов, выражая таким образом свои мысли и чувства? Здесь ученые резко расходятся во мнениях.

Неандертальцы задают вопрос за вопросом

Археология - не слишком древняя наука, ей чуть больше двух столетий. Палеонтология еще моложе. Если еще в прошлом веке ученым казалось, что с помощью теории эволюции видов Чарлза Дарвина им удалось ответить на все вопросы о происхождении рода людского, то сейчас, чем больше находок, тем больше безответных вопросов. Вероятно, спустя годы ученые смогут найти на них ответы. Но пока остается только строить более или менее убедительные гипотезы, пытаясь приспособить их к новым ошеломительным фактам.

- Вот еще один из них, - продолжает наш собеседник. - Во время недавних раскопок в районе Гибралтара археологи пришли к выводу: неандертальцы, которых многие годы было принято считать нашими вымершими предками, на самом деле много старше, чем было принято думать до сих пор. Мало того, они жили параллельно с предками людей, предпочитая с ними не пересекаться.

Возраст образцов древесного угля от костров, которые неандертальцы разводили в пещере, составляет 28 тысяч лет, в то время как еще недавно считалось, что последний неандерталец вымер 30 тысяч лет назад. Это были коренастые, мускулистые охотники, появившиеся на территории нынешней Европы и западной Азии более 200 тысяч лет назад. Тело их было покрыто густой жесткой шерстью, рост не превышал полутора метров. 35-40 тысяч лет назад их начали вытеснять наши анатомические предки. Но внятного ответа на вопрос, почему же исчезли неандертальцы, по сей день нет. Долго господствовавшая теория о том, что они уступали предкам хомо сапиенс в умственном развитии, а потому не сумели придумать хитрых орудий охоты и труда, соорудить теплой одежды и жилищ, чтобы перенести наступивший ледниковый период, сегодня терпит крах. Ученые, проводившие недавние исследования фрагментов ДНК неандертальцев, получили поразивший их результат: данных о том, что эти существа были глупее людей, нет. Что именно стало причиной расселения по земному шару представителей хомо сапиенс и вымирания всех прочих видов, по-прежнему загадка.

Пещера, в которой проводились раскопки, забита костями оленей и диких коз, есть там и остатки мидий и моллюсков. Жившие в ней существа, как и мы, были всеядными. Анатомически от нас они практически не отличались. Безусловно, они могли скрещиваться с людьми и иметь общее потомство. Они тоже использовали шкуры животных для того, чтобы согреться, создавали амулеты и украшения. Однако что-то в корне отличало их от людей... Что же за принципиальная несовместимость была между ними?

Два года назад российские и украинские археологи обнаружили следы первобытной стоянки возрастом в десятки тысяч лет на территории Крыма.

- Здесь обитали поздние неандертальцы, - рассказал нам заведующий отделом "Первобытная археология" Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины Виктор Чабай. - Обитали, несмотря на то, что, по предыдущим археологическим данным, должны были давно вымереть. Наше открытие впервые опровергло на практике современную теорию о том, что неандертальцы исчезли задолго до появления "человека разумного" и были нашими прямыми предками. На самом деле, по всей видимости, человеческая раса появилась задолго до неандертальцев: по разным оценкам, от 200 тысяч до нескольких миллионов лет назад.

Раскопки в Крыму подтверждают и еще одно давнее предположение ученых: по строению костей и составу ДНК человекоподобные обезьяны, такие, как горилла и шимпанзе, куда родственней неандертальцу, чем современному человеку. Выходит, мы произошли не от обезьяны? Тогда от кого же? И почему оказались более жизнестойкими, чем другие виды? Однозначного ответа на эти вопросы пока нет.

Йети живет и здравствует?

Впрочем, некоторые исследователи придерживаются иной точки зрения. Так, известный российский криптозоолог, доктор биологических наук Арнольд Смоляков полагает, что неандертальцы... вовсе не вымерли.

- Полное исчезновение неандертальцев с лица земли нельзя считать доказанным фактом, - говорит ученый. - А вот свежие следы их стоянок время от времени обнаруживают в разных частях света, в том числе и в Крыму. Несмотря на то что они до деталей совпадают с жилищами неандертальцев, сейчас их, как правило, приписывают так называемым снежным людям, или йети. А вдруг это выжившие, несмотря ни на что, потомки неандертальцев? Думаю, исключить такую возможность нельзя. Если судить по дошедшей до нас скудной информации, неандертальцы обладали развитой интуицией, "скрытым" зрением, чуяли опасность на расстоянии. В отличие от людей с их аналитическим мышлением и развитым интеллектом йети тоже, судя по всему, обладают "шестым чувством". Не раз отмечены случаи их феноменальной интуиции, телепатии, левитации и других фантастических качеств. Возможно, именно по этой причине ни одного снежного человека поймать так и не удалось...

Другие исследователи полагают: гориллы, австралопитеки, неандертальцы и прочие существа, с незапамятных времен населявшие Землю, не имеют к нам никакого отношения.

- То, что археологи обнаружили у девочки-австралопитека подобие речевого аппарата, само по себе ничего не значит, - полагает доктор биологических наук Павел Дементьев. - Нет никакой уверенности в том, что издаваемые этими существами звуки были разумной, осмысленной речью. Все, что мы можем сегодня сказать о девочке возрастом в три с лишним миллиона лет, - это только то, что она была похожа на человеческое существо. Однако утверждать на этом основании, что она и есть наш предок, было бы неправильно. Грецкие орехи смахивают на человеческий мозг, вид полной луны имеет сходство с женским лицом. Однако все это не означает их идентичности.

Генетически земные организмы имеют больше сходств, чем различий. Их ДНК будто сделаны под копирку. Причем внешнее, анатомическое сходство тут не играет решающей роли: так, по строению ДНК человек значительно больше совпадает с голубой улиткой или плоским червем, чем с гориллой или шимпанзе.

Если следовать логике профессора Дементьева, человечество возникло не ранее чем... 10-15 тысячелетий назад.

- Именно тогда начали появляться первые признаки духовной культуры, - поясняет свою точку зрения ученый. - Предметы искусства, живописи, изваяния божеств, каменные храмы, древние обсерватории, таинственные города, мегалитические сооружения, полные сакрального смысла... Поразительно то, что все эти удивительные памятники человеческой культуры возникли как будто сразу и вдруг, а вовсе не в процессе эволюции обезьяны в более развитое существо, как было принято думать многие годы. Как это ни парадоксально звучит, но наука находит все больше точек соприкосновения со Священным Писанием, где сроки появления первого человека обозначены как раз этим периодом. Все прочие существа, населявшие нашу планету до этого момента, не были людьми, хотя и могли быть на них похожи.

Что же все-таки принципиально отличает нас от прочих животных?

- Четкий ответ содержится в Писании: это Душа, которую вдохнул в нас Создатель, - говорит ученый. - Ну а для современной науки этот вопрос пока остается открытым...

***

КСТАТИ

Пока что он самый первый

Археологи потрясли мир еще одной сенсацией: обнаружены останки, по их мнению, самого первого прямого предка современного человека.

"Найденные останки принадлежат по меньшей мере восьми разным людям, возможно, принадлежавшим к разным видам, - сообщил журналистам профессор Тим Уайт из университета Калифорнии. - Удалось обнаружить почти полностью сохранившийся череп, бедренную кость и несколько конечностей. Нам удивительно повезло". Раньше ученые пытались заполнить пробел эволюции, заявляя, что нашим древнейшим предком был гейдельбергский человек, найденный в 1907 году в Германии, В городе Гейдельберге. Однако новые останки принадлежат значительно более древним существам. "Они относятся к периоду от 4,4 миллиона лет назад до 3,4 миллиона лет назад, - говорит профессор Уайт. - Глядя на них, уже можно заключить, что гоминиды начали вставать на ноги значительно раньше, чем было принято думать до сих пор".