http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=210150b3-02c0-4697-b6d8-d6a778056b22&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПОЛЮСА РАЗДОРА

23.03.2009

Источник: Профиль, ЕМЕЛЬЯНЕНКО ВЛАДИМИР



Два полюса Земли превратились в сферу жизненно важных государственных интересов, которые державы готовы отстаивать любыми методами — вплоть до силовых


<description>Освоение Арктики и Антарктики перестало быть занятием для ученых, спортсменов и экстремалов..

Кладовая мира

Арктика скрывает до 30% мировых запасов углеводородов. В Антарктиде помимо полезных ископаемых сосредоточено 90% запасов пресной воды. Богаты полюса рыбой и морепродуктами: ими можно накормить 25 — 35% землян. Глобальное потепление, разморозив морские пути, сделает их судоходными. Значит, айсберги можно будет доставлять в водоголодающие регионы.

У кого окажется «золотой ключик» от этих ценностей — вопрос. Сегодня на Арктику претендуют пять стран: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. На Антарктику — 20 стран. «Территориальный передел все же уходит в прошлое, — полагает Александр Ушаков, советник Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ. — На первый план выходит способность претендентов осваивать новые земли экономически».

Водяные сейфы

Еще в 60-х годах арабские шейхи заинтересовались айсбергами. Полученную воду предполагалось поставлять в ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию и даже в страны победнее — Йемен, Эфиопию и Афганистан. Подрядчики проекта — СССР, США и Австралия — отпугнули клиентов дороговизной услуги и несовершенством технологий. Процесс доставки занимал почти год, войти в порт, буксируя 300-метровую глыбу льда, было невозможно, а сложности переработки айсберга в воду делали ее едва ли не «платиновой». Сегодня с технической точки зрения мало что изменилось: айсберговая вода в разы дороже обычной, но именно айсберги могут спасти человечество от жажды и войн. Дело не только в том, что пересыхают реки и наступает пустыня. Дефицит воды ожидается и там, где ее много, поскольку уровень загрязнения пресных вод растет.

В этих условиях важно договориться о принципах кооперации. Подписанная в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву установила, что экономические границы прибрежных государств могут простираться не дальше чем на 12 морских миль (около 370 км). Однако документ спровоцировал раздоры: многие страны снаряжают экспедиции в Арктику и Антарктиду, заявляя о своих правах на максимально возможные акватории.

«Арктический мост»

Один из предметов спора — «Арктический мост». С таянием льдов Северо-Западный морской путь (СЗМП — от Канады до Англии и до Японии) и Северный морской путь (СМП) — от российских Мурманска и до Анадыря — объединятся. По ним можно будет перевозить до 40 — 45% мировых грузопотоков. Загвоздка опять в том, чьими будут транспортные коммуникации. На первый взгляд с СМП все ясно — он российский, поскольку проходит внутри 12-мильной зоны. Однако Норвегия и США, выражая готовность инвестировать значительные средства, стремятся преобразовать его в международную транзитную магистраль. СЗМП еще более лакомая добыча. Пройдя по нему и обогнув Канаду с севера, корабли через Берингов пролив попадут из Европы в Азию быстрее и дешевле, чем через Панамский канал. Помимо Канады и Дании, конфликтующих из-за границ 12-мильной зоны и стремящихся заполучить исключительный контроль над СЗМП, управлять ею на основе долевого участия желают США, Исландия, Швеция, Великобритания и еще десяток стран.

***

Территориальные претензии

Норвегия — в совокупности объявляет своими территории, превышающие собственные в 9 — 10 раз.

Австралия — своей считает почти половину континента, горы Тангра, пролив Брансфилд.

Франция — Земля Адели, озеро Восток, Каталунская седловина.

Новая Зеландия, Англия, Чили, Аргентина — предъявляют права на одни и те же территории, включающие Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова.

Иммортия и Доминион Мельхиседека — виртуальные государства-офшоры, объявившие материк своим.

Россия и США — заявляют, что могут выдвинуть территориальные претензии, но не делают этого, полагая, что будущее — за международным разделением труда на шестом континенте.

Источник: НИИ Арктики и Антарктики РАН, Международный трибунал ООН по морскому праву (Российское отделение).