http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=21b8525e-29e1-4b2c-82db-7e660595d93e&print=1© 2024 Российская академия наук
Фонд В.Потанина выводит лауреатов своих конкурсов на новый уровень
В этом году Благотворительный фонд В.Потанина отмечает юбилей. Вот уже 10 лет сотрудники фонда без устали придумывают все новые и новые формы поддержки талантливой молодежи, помогая деньгами, тренингами и полезными советами. Не остаются в стороне и молодые преподаватели: для них с 2001 года фонд проводит конкурсы на получение призовых грантов. Забегая вперед, сообщим, что в этом году специально для преподавателей-грантополучателей всех лет фонд объявит новый конкурс. О том, что будет привнесено в этом году в и без того насыщенную событиями жизнь “потанинцев”, нашему корреспонденту рассказала заместитель генерального директора фонда Наталья САМОЙЛЕНКО.
- Наталья Юрьевна, на дворе кризис, многие негосударственные организации сворачивают свои программы. Не пришлось ли вашему фонду в нынешнем году отказаться от чего-то важного?
- Напомню, что наш фонд родился в кризисное время, после 1998 года, так что трудности нас не страшат. К тому же мы и в благополучные годы старались постоянно что-то менять, искать нестандартные решения, поэтому теперь нам легче адаптироваться к новым условиям.
Мы сохранили наши главные программы. Более того, кризис стал толчком к тому, чтобы оптимизировать работу, сосредоточиться на самом важном, не распыляться. Так, мы в этом году решили не брать в программу вузы, занявшие низшие строчки в нашем рейтинге, не заниматься ротацией, пока не утряслась ситуация с реформированием системы высшего образования. Но при этом увеличили размер стипендий и грантов.
Критерии участия в наших главных программах остались прежними. В конкурсе на получение стипендий по-прежнему могут участвовать только студенты, сдавшие две последние сессии на одни “пятерки”. Победителей, которые в результате получат ежемесячные стипендии, в этом году будет 1200 человек. Размер стипендии вырос с 3 до 3,5 тысячи рублей.
Но основные события, как всегда, ждут стипендиатов после отборов. Самые энергичные и инициативные студенты получат шанс отточить свои организаторские таланты в ходе зимних и летних школ. Здесь им предстоит с помощью профессиональных тренеров и экспертов подготовить к реализации свои волонтерские проекты. Это могут быть проекты, связанные с жизнью вуза, - студенческое самоуправление, научные общества или социальные проекты более широкого охвата. Все зависит от желания и фантазии ребят. Главное, чтобы они хотели изменить жизнь вокруг к лучшему и были готовы вложить в это свои силы и время.
Конкурс студенческих волонтерских проектов стартует сразу после отборов в вузах, а на финишную прямую команды стипендиатов выйдут в конце работы зимней и летней школ. Эксперты проанализируют планы реализации проектов, которые ребята дорабатывали на школах, оценят адекватность бюджетов и рисков, то, как ребята преподнесли проект, и выберут лучшие. Они-то и получат гранты на реализацию. Максимальная сумма гранта - 200 тысяч рублей, но это не значит, что все проекты претендуют на такую сумму. Будут и на 50, и на 100 тысяч рублей. Проекты волонтерские, а значит в них не заложены расходы на зарплату. Это наш главный принцип: мы мотивируем ребят на социальное творчество, показывая, что это колоссальный ресурс для самореализации, успеха. Важно запустить процесс, а дальше некоторых бывает трудно остановить. Вот в прошлом году пять проектов, разработанных на школах, были реализованы без нашего финансового участия.
- Если можно - поподробнее о проектах. Что они собой представляют?
- Приведу один пример. Этот проект в числе наших любимых, впервые он был реализован в 2008 году. Акция, которую провели студенты Тверского государственного университета, была названа “Подари каплю надежды”. Все мы знаем, что сдавать кровь - занятие правильное, но скучное, а некоторые еще и боятся это делать. Тверские студенты превратили Дни донора, которые организовали в своем вузе, в настоящий праздник. Все было продумано до мелочей - от дизайнерских плакатов, приглашений и множества симпатичных сувениров и призов до пресс-конференций, акций и заключительных концертов. Весь институт горел желанием участвовать, стояли огромные очереди. Более того, кровь сдавали даже телеоператоры, приехавшие снимать сюжеты для местных новостей. Акция, которая родилась благодаря участию тверских ребят в нашем конкурсе, осуществилась настолько успешно, что получила поддержку областной администрации и стала проводиться в других вузах.
В этом году ребята из ТвГУ приезжали участвовать в мероприятиях школы еще с двумя заявками. Один из проектов - “Студенческое такси” - опять стал победителем. Корпуса университета разбросаны по городу, общественный транспорт работает с перебоями. Идея проекта - привлечь “таксистами”-волонтерами студентов, у которых есть автомобили, и тем самым облегчить доставку к месту учебы остальным. Следуя по своему традиционному маршруту в вуз, они подбирали на заранее оговоренных остановках ребят с опознавательными знаками акции. Акция длилась месяц, по ее итогам награды получили и самые активные водители (талоны на покупку бензина со скидкой, бесплатная мойка авто), и пассажиры, лучше всех ответившие на вопросы тестов по правилам дорожного движения (скидки на обучение в автошколе). Акция гремела не только в Твери, репортажи о ней шли и по федеральным каналам.
- Наталья Юрьевна, я слышала, что самые интересные новости в этом году вы припасли для преподавателей вузов. Это так?
- Да! В этом году мы объявляем новый конкурс “Преподаватель он-лайн” для всех педагогов, когда-либо бывших победителями наших конкурсов. Они шли в рамках программы, которая действует с 2001 года и называлась “Гранты для молодых преподавателей российских вузов”. Сейчас она продолжается под новым названием “Программа поддержки молодых преподавателей” и открывает для соискателей новые возможности. Участие в конкурсе “Преподаватель он-лайн” я бы назвала игрой в высшей лиге. Победа в этой программе позволит получить индивидуальный грант для создания личного сайта. Мы готовы выплатить финалистам существенные суммы - до 170 тысяч рублей. Обращаю внимание, что речь идет не о банальном сайте-визитке, а о серьезном сетевом ресурсе, полезном для преподавателя и студента, позволяющем организовать учебный процесс на качественно ином уровне. Объясню, что я имею в виду. Одна из серьезнейших проблем российского высшего образования - существование студента и преподавателя в разных информационных пространствах. Уровень информационной компетентности у учеников сейчас выше, чем у учителей. Надеюсь, наш конкурс поможет хотя бы частично преодолеть этот разрыв. Фонд поддержит заявки на наиболее содержательный и новаторский контент сайтов. Гранты смогут получить и те преподаватели, которые уже имеют свои сайты и собираются их значительно улучшить. А для тех преподавателей, кто только начинает жить в Интернете, будет создана удобная платформа для размещения сайтов. Средства гранта могут быть потрачены на приобретение оборудования и программного обеспечения, подписку на электронные библиотеки, поездки, связанные с созданием контента. Все расходы участники конкурса должны будут обосновать в своей заявке. Работающий и постоянно посещаемый студентами сайт - вот результат, который предъявит фонду и миру наш грантополучатель.
Имена первых победителей конкурса мы объявим в декабре. Выберем 15 самых интересных заявок и пригласим их авторов на установочный семинар. Думаю, им будет интересно пообщаться, они обогатят друг друга новыми идеями. Вторая группа победителей определится в мае.
- Получается, что в творческих конкурсах, будь то реализация студентами волонтерских проектов или создание преподавателями личных страничек в Интернете, смогут участвовать только “отличники” и только “потанинцы”. Может быть, стоит расширить аудиторию?
- Сейчас выросло поколение, которое, если хочет чего-то добиться, обязательно добивается. Если ребята хотят участвовать в нашей стипендиальной программе, то становятся “отличниками”. Не будь у них такого стимула, может быть, они бы и не так старались, и не так напрягались. Это их стимулирует, и мне это нравится. Надеюсь, что наши конкурсы станут стимулом и для преподавателей.