http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=222a3c9b-a0b6-424d-aa2e-76943372df20&print=1© 2024 Российская академия наук
Это крупное событие прежде всего для Академии наук, где на этой неделе отмечают вековой юбилей старейшего академического учреждения - Института русской литературы. Событие ли это для нашего общества? И что такое Пушкинский Дом для него?
Сегодня даже не чуждые образованности туристы (а подчас и петербуржцы) нечетко различают Пушкинский Дом и Музей-квартиру Пушкина, что на Мойке, 12, и, заходя в наше ампирное здание на берегу Малой Невы, некогда принадлежавшее Морской таможне, спрашивают: "А где здесь жил Пушкин?".
Вопрос забавный, но на него можно ответить вполне серьезно. Пушкин жил и живет в созданном для него столетие назад Пушкинском Доме, ибо 12 тысяч листов его автографов, хранящихся у нас, - это живое присутствие поэта в нынешней культуре. К ним естественно присоединялись рукописи других русских литераторов, из чего сложились архивные фонды Пушкинского Дома - около 3 миллионов единиц хранения. Над ними десятилетиями трудятся историки литературы, текстологи, комментаторы - и в свет выходят академические полные собрания сочинений.
Нужен ли сегодня этот труд - до последней буквы выверять и всесторонне комментировать слова, сказанные столетия назад?
Нужен и крайне важен. Русская классика, ради которой создан и существует Пушкинский Дом, - это прежде всего основной резервуар русской речи. Перестань мы черпать из него - словесная нищета и косноязычие, а следом и скудоумие станут (и, увы, уже становятся) нашим уделом.
Совершенные речевые формы нашего мышления, нашего общения, нашей памяти задал Пушкин, чей язык для России - то же, что язык классического Рима для позднейшей Европы. Пушкин отлил канон русского слова и оставил на нем чекан своей умственной дисциплины и художественной меры. Последующие слова - производные от Пушкина.
Повседневный язык подвижен и пластичен, он подвержен колебаниям и влияниям;
он может обогащаться, но может беднеть и разрушаться. Литература - не только хранение канона, но выработка в меняющемся языке новых оптимальных форм речи. Как только эта творческая работа ослабевает, происходит вульгаризация языка и его обессмысливание, чему мы свидетели ныне, когда часть словесности сползает с былых вершин в низины массового успеха.
Говоря о литературном языке классической традиции, я имею в виду не только его хрестоматийные образцы (знание которых было основой личной речевой культуры) и известные цитаты. Я имею в виду, что литература на своих вершинах творила сам строй нашей речи, задавала ее смысловой объем, выразительность, точность. Кто усвоил эту традицию наследственно и учебно, тому стыдно говорить пусто, бессвязно, тускло.
Содержательная, грамматическая и стилевая полноценность русской литературы - единственный реальный гарант полноценности наших ментальных и коммуникативных процессов. Иными словами: пока мы знаем и ценим свою литературу, мы не можем окончательно оглупеть и утратить взаимопонимание.
Не буду утверждать, что в какие-то лучшие времена все говорили на языке Пушкина и Толстого. Но именно литература создавала и передавала от поколения к поколению золотой запас нашей речи. Если мы будем сокращать круг классических авторов и текстов, сужать сферу их изучения и бытования, мы потеряем право и способность распоряжаться этим запасом, и в нашем обороте останутся только истрепанные купюры обыденной речи, ничем ценным более не обеспеченные.
В том и состоит историческое дело Пушкинского Дома, чтобы из рукописных, книжных, документальных материалов, в нем же сосредоточенных, строить научно выверенный и защищенный литературно-языковой фундамент культуры, скрепляя и сохраняя все его части в правильном порядке. В него закладываются не только получившие филологическую оправу алмазы XIX - начала XX века, но и самоцветы позднейших эпох. Поэтому окончания нашей работе не предвидится, и никто, кроме Пушкинского Дома, признанного мирового центра русистики, не сможет ее выполнить.
***
"Литература - не только хранение канона, но выработка в меняющемся языке новых оптимальных форм речи".