КАК БЫ НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МОЗГОВ

09.11.2005

Источник: Российские вести, Станислав ВАРЫХАНОВ

Вопрос о наболевшей проблеме - оттоке российских ученых и специалистов за рубеж

На недавней телевстрече жителей страны с Президентом Владимиром Путиным одним из заданных главе государства вопросов стал вопрос о наболевшей проблеме - оттоке российских ученых и специалистов за рубеж. Президент признал катастрофический характер проблемы, прибавив, что, в конце концов, ехать или оставаться - это право каждого, и что Правительство разрабатывает систему существенных грантов, для того чтобы приостановить исход умов из страны.

"Возможно, я наивный идеалист, - говорит тридцатилетний физик Максим Чернодуб, - но я действительно хочу учить студентов, которые желают работать на Россию, а не на какую-нибудь Toshiba. Я не хочу использовать свой интеллектуальный потенциал на благо другой страны".

Это смелое заявление сделано после длительной стажировки в Японии. На родине физик Чернодуб получает "президентскую стипендию", которая вместе с зарплатой за преподавание приносит в его бюджет 6500 рублей в месяц. Приблизительно такую сумму он зарабатывал в Японии за три рабочих часа, заметьте - всего лишь стажируясь.

Незабвенные слова известного российского афориста Виктора Черномырдина "словно Мамай по Руси прошел" можно в полной мере отнести к сегодняшнему состоянию отечественной науки, хотя проблема эмиграции ученых существовала всегда, разница только в масштабах. Не будем копаться в истории, вспоминать американские самолеты русского Сикорского и др., но, например, сегодня самыми популярными и активно обсуждаемыми в российской "профильной" среде являются теории в области гуманитарных наук, созданные американскими профессорами Михаилом Эпштейном, Юрием Дружниковым, Борисом Парамоновым, Михаилом Ямпольским, Ириной Паперно и другими выходцами из России, точнее из СССР. Однако если утечка мозгов в советское время была "штучной" и зачастую политически мотивированной, то исход ученых и специалистов в постсоветский период принял масштабы национальной катастрофы. В ельцинской России к власти пришли бывшие партийные держиморды, короли бейсбольных бит и плодоовощные ковбои, и фундаментальная наука оказалась невостребованной. И хотя в последние годы уровень утечки умов несколько уменьшился, России по-прежнему светит веселая перспектива остаться без мозгов. Ну, скажем так, почти без них.

По сравнению с концом 1980-х в стране работает только половина из тогдашнего числа профессиональных ученых. Вдвое сократилось количество молодых научных работников (в стране молодых ученых сегодня не больше 20%. Зато в США действуют квоты для молодых ученых из России). По сравнению с теми же 1980-ми затраты государства на науку и образование сократились в 10 раз. По данным, приведенным ректором МГУ Виктором Садовничим, на Запад уезжает процентов 15 выпускников вузов, в основном выпускников механико-математического, химического, биологического факультетов. При этом Садовничий авторитетно заявляет, что объехал весь мир и убедился, что в области фундаментального образования у МГУ конкурентов нет: "Мы круче Гарварда, Кембриджа и Оксфорда".

По данным национального доклада "О развитии человеческого потенциала в России", подготовленного в прошлом году российскими специалистами при поддержке представительства Программы развития ООН, экономическая оценка "естественной миграции" отечественных ученых на Запад составляет 25 миллиардов долларов в год. А Комиссия по образованию Совета Европы называет еще более впечатляющую цифру ежегодных потерь России от утечки мозгов - 50 миллиардов. Потеря каждого ученого обходится стране в 300 тысяч долларов.

Россия занимает 0,8% на мировом рынке наукоемкой продукции. Между тем, как отмечается в исследовании международного информационно-аналитического агентства "МиК", наши эмигранты в США обеспечивают 20-25% производства американского хай-тека, что составляет около 10% мирового рынка. США стоят на первом месте в списке стран, куда эмигрируют российские специалисты. На долю США приходится 30,1% выезжающих за рубеж исследователей, на втором месте Германия - 20,5%.

В одном из своих выступлений Президент Владимир Путин сказал: "Мы знаем проблемы, с которыми наука сталкивается сегодня, это "старение" науки и утечка мозгов. По официальным данным Правительства, около 30 тысяч российских ученых, а это. как правило, люди молодые, перспективные, работают за границей. Но дело даже не только в том, что происходит утечка мозгов за границу. Дело в том, что и в другие секторы экономики активно происходит отток. Собственно говоря, понятно, почему. Потому что даже по такому примитивному признаку, как уровень заработной платы наука в выгодную сторону, к сожалению, сегодня не отличается. Примерно на 15 процентов зарплата в научной сфере ниже, чем в промышленности".

В России также крайне низкая инновационная активность. Лишь 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80 - 87%.

Помимо МГУ, одним из главных поставщиков российских мозгов на Запад является Московский физико-технический институт, один из самых престижных вузов России. Те, кто здесь учится, в курсе, что в США аспиранту-физику платят порядка 2000 долларов в месяц, что далеко не Рио-де-Жанейро. Это в России на такие деньги можно безбедно существовать, а в Америке это оплата за дом, страховку, машину, траты на еду и чуть-чуть на все остальное. И все-таки студенты и выпускники уезжают.

Наши дипломированные технари востребованы в университетах Нового Света. Причем для американцев удобнее пригласить не доктора наук и даже не аспиранта. Им гораздо выгоднее заполучить талантливого студента с дипломом бакалавра, он уже может заниматься исследовательской работой, но платить ему можно меньше, чем, скажем, магистру.

Студенты, посылающие свои документы в десяток американских университетов, обычно получают сразу несколько приглашений и имеют возможность выбирать. Они и выбирают.

По словам академика Сергея Капицы, "за 10 последних лет только из Московского физико-технического института уехало до полутора тысяч человек. Это примерно 20 процентов каждого выпуска. Стоимость подготовки специалиста в области физики, математики оценивается на мировом рынке примерно в миллион американских долларов. Получается, что мы экспортировали из одного вуза кадров на полтора миллиарда".

"Бегство мозгов", конечно же, не типично российская проблема, характерная для нынешней эпохи. Например, в знаменитой Силиконовой Долине каждый седьмой работник - индус. И все же... Кто-то, кажется де Голль, говорил: "Вышлите из Франции 80 лучших умов, и Франция станет безмозглой". Россия теряет не только лучшие умы, она теряет свой кадровый научный потенциал и теряет в таких масштабах, что может потерять будущее.

...Вашему автору доводилось встречаться в Новом Свете с бывшими советско-российскими специалистами. Например, Саша жил в Первоуральске, маленьком городке в Свердловской области, и работал инженером на некогда закрытом предприятии. Переехав вместе с семьей в Оттаву и получив работу, он сразу же купил в рассрочку и хорошую машину, и большой дом в дорогом районе города. Семья "обзавелась" вторым ребенком. Вскоре поступило предложение трудоустроиться в Эдмонтоне, провинция Алберта, Саша летал туда на собеседование, собеседование прошло успешно, стоимость перелета туда и обратно покрыла компания. Продав дом, lоаn-кредит за который был уже частично выплачен, семья переехала в Алберту. Вещи перевозились за счет компании, за услуги грузчиков семья тоже не платила.

Математик Юра долгое время преподавал в университете York в Торонто. Контракт закончился, но это не беда, вскоре был найден новый, в Соединенных Штатах. Он выпускник Новосибирского университета и рассказывает, что там транзит молодых талантов за рубеж поставлен на конвейер. Толкового студента "ведут" курса с третьего, часто студенты выполняют черновую работу шефа, который уже перебрался на Запад. Закончив вуз, ученик летит к учителю, который обеспечивает его работой. У выходцев из новосибирского Академгородка в Северной Америке своя научная мафия - "городковские".

Далеко не всем "сбежавшим мозгам" везет крупно и сразу, часть из них какое-то время вынуждена красить заборы и развозить пиццу. Но рано или поздно российский технарь работу в Америке найдет. Большинство из этих людей не порывает с Россией, проводя здесь каждый отпуск, благо доходы позволяют не скупиться на перелеты. Часть из них, особенно москвичи и жители крупных городов, не отказались бы вернуться навсегда. Проблема в том, что возвращаться некуда, и это, не побоюсь громких слов, масштабная национальная проблема. Если не катастрофа.



©РАН 2024