http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=223b79c3-0c4e-4ecd-a73b-ae07286a1822&print=1© 2024 Российская академия наук
На церемонии открытия VIII Международного салона «Комплексная безопасность 2015» Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозин отметил важность проведения форума в новых экономических условиях и возрастающую роль импортозамещающих технологий в производстве отраслевой продукции. На выставке были представлены разработки почти четырехсот российских и зарубежных фирм по 11 тематическим разделам «Безопасность границы», «Защита и оборона», «Информационные технологии», «Медицина катастроф», «Пожарная безопасность», «Промышленная безопасность», «Средства спасения», «Техника охраны», «Транспортная безопасность», «Экологическая безопасность» и «Ядерная и радиационная безопасность».
В рамках программы Международного салона «Комплексная безопасность 2015» с участием представителей академических институтов состоялись пленарные и секционные заседания международных и всероссийских научно-практических конференций «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», «Устойчивое и безопасное развитие. Безопасный город», «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: особенности проектирования противопожарной защиты, техническое регулирование, специальные технические условия», «Создание СМИС на потенциально-опасных и критически важных объектах. Проблемные вопросы и пути их решения», «Актуальные проблемы пожарной безопасности», «Электронный город – Электронная губерния – Электронное государство», «Актуальные вопросы горноспасательного обслуживания», «Результаты применения в 2014 году дорогостоящих и наукоемких образцов техники и технологий с выработкой предложений по их дальнейшему использованию», «Вопросы обеспечения пожарной безопасности вентилируемых фасадных систем», «Технологии информационной поддержки РСЧС», «Надзорная деятельность МЧС России в современных условиях», «Проблемы психологических воздействий радиационных катастроф и других чрезвычайных ситуаций», «Создание и производство специальных средств индивидуальной защиты. Проблемы и задачи. Нормативно-правовая база» и «Результаты выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».
Особое внимание участников и гостей форума было уделено Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы промышленной безопасности», организованной Ростехнадзором и ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность». Доклад Заместителя Председателя Координационного совета Российской академией наук (РАН) по прогнозированию, Председателя Научного совета РАН по проблеме «Надежность, ресурс и безопасность технических систем», Заместителя Председателя НТС Ростехнадзора, член-корреспондента РАН, д.т.н., профессора Н.А.Махутова и ведущего научного сотрудника Института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, к.т.н. М.М.Гаденина был посвящен научной поддержке риск–ориентированного обоснования промышленной безопасности. Среди нормативных требований к анализу безопасности и рисков были особо выделены качественные и процедурные требования, регулируемые федеральными законами «О безопасности» (от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) и «Об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ, в редакции от 22 августа 2004 года). Если критерии экономических рисков определены в законе «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ, в редакции от 3 февраля 2014 года), то критерии индивидуальных рисков регламентированы нормативно-правовой базой, включающей законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, в редакции от 2 июля 2013 года), «О безопасности гидротехнических сооружений» (от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, в редакции от 12 марта 2014 года) и «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).
В соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ и Стратегией национальной безопасности, стратегическими приоритетами России являются стабильное социально-экономическое развитие, обуславливающее сохранение народа и повышение уровня жизни, и обеспечение национальной безопасности, включающей «безопасность человека», «безопасность природной среды» и «безопасность техносферы». Соответственно, стратегическими целями определены не только рост численности населения и продолжительности жизни, но и рост общего и душевого внутреннего валового продукта со снижением рисков жизнедеятельности. Следствием разработанного подхода является многоуровневая этапность «стратегического планирования»: от краткосрочного ежегодного планирования через среднесрочный прогноз (1-3 года) на долгосрочное «3-6-12+»-летнее развитие, что предполагает работу с нормативно-правовой базой, федеральным реестром и соответствующим информационным обеспечением.
Каковы же основные цели развития отечественного промышленного комплекса? Прежде всего, это не только национальный, а «глобальный интернациональный базис», «международная константа», определяющая развитие фундаментальной и прикладной науки. Кроме того, здесь учитывается совершенствование современных и перспективных технологий и технических образцов, которым необходимо стать компонентой «завтрашнего дня». Наконец, это основа импортозамещения – промышленная независимость, а также индустриальная и национальная безопасность, в частности, экономическая, экологическая, финансовая и информационная. В этом случае возможен новый этап индустриализации государства для реализации стратегических приоритетов.
Стратегическое планирование с учетом анализа степени риска и опасности для объектов и инфраструктур включает безопасность техносферы жизнеобеспечения с ранжирования для природных и «человеческих» факторов и инфраструктурных объектов для классификации опасностей и реализации очевидной технологической цепочки «прочность-ресурс-надежность-живучесть-безопасность-риск-защищенность». Соответственно, категорирование потенциальных промышленных объектов и чрезвычайных ситуаций предусматривает различение типов природно-техногенных аварий и катастроф по уровням опасности: от «локальных» (1) и «объектовых» (2) для объектов технического регулирования через «местные» (3) и «региональные» (4) для критически важных объектов до «национальных» (5) и «глобальных» (6), и наконец, планетарных (7). Т.о., глобальная безопасность, как термин, присутствующий в названии статьи, является предпоследним и даже не самым высоким уровнем обеспечения бесперебойности функционирования критически важных систем. Между тем, посредничество «глобального» уровня (6) между «национальным» (5) и «планетарным» (7) придает ему особый статус: граница, классифицирующая и разделяющая критически важные объекты от стратегически важных объектов, зыбка и неустойчива, и при определенных обстоятельствах, они могут переходить из одного класса в другой. По мнению авторов доклада, принципиальная схема, идентифицирующая выражения и ключевые критерии перспективного развития и обеспечения промышленной безопасности, состоит в четком выражении базовых требований сохранения и укрепления государства через сохранение и приумножение населения страны, анализ и прогностическое планирование с элементами управления стратегическими рисками и устойчивое социально-экономическое развитие. Стратегическое планирование на базе анализа рисков, уровней опасностей и способов реагирования на них предполагает ранжирование не только рисков, но и вызывающих их причин: опасностей, вызовов, кризисов, угроз и катастроф.
Здесь необходима краткая остановка. Когда год назад по отношению к Российской Федерации, а перед этим с регулярной периодичностью в отношении соседних государств мы слышали слово «кризис», достаточно ли четко классифицировалась угроза? Кризис, как видно из классификации, уже давно не «опасность», недавно еще был «вызовом», а при пропуске момента его превращения станет уже «угрозой», неустранение которой приведет к катастрофе! Поэтому «экономический кризис» - это недавний вызов экономике России, трансформировавшийся из опасности препятствий для ее развития. Но «экономический кризис» чреват плавным и мягким перетеканием в угрозу, вот почему и Заседания Правительства РФ и Совещания министров, Заседания Президиума и Научные сессии Общего Собрания членов РАН сонаправлены, согласованы по ритму и рабочей амплитуде и синхронизированы для решения важнейшей задачи – предотвращения развития неблагоприятной ситуации, стабилизации обстановки, выравнивания курса и поэтапного решения текущих проблем. Соответственно, уровень ответственности – уже не «национальный», но еще и не «планетарный»! Так это и есть тот самый важный «глобальный» уровень безопасности, заставляющий Руководителей, Мыслителей и Творцов «государственного» масштаба «подниматься над ситуацией», оттуда «зреть в самый корень проблем», видеть сверху четкую и ясную перспективу впереди, предугадывать варианты и выбирать из них оптимальный, согласуемый с волей и интересами большинства.
В докладе были представлены ключевые и определяющие соотношения для рисков развития и промышленной безопасности. Сформулированные условия безопасности, полученные формулы для выражения вероятностей опасных процессов, ущербов от них, рисков возникновения и стратегического планирования, учитывающие человеческие, природные и техногенные факторы, фактические расчетные, критически-неприемлемые и приемлемые риски, а также затраты на снижение риска. Полученные выражения позволяют получать прогнозные оценки социального развития (например, прогнозную численность населения с учетом рисков неестественных и преждевременных потерь и приемлемых рисков потерь), экономического развития (в частности, методики расчета получения прогнозного отраслевого продукта с учетом рисков и интегральной экономической эффективности при штатном развитии, в условиях кризиса и катастроф).
В выступлении Заместителя начальника Управления по надзору в угольной промышленности Ростехнадзора С.В.Мясникова рассматривались особенности реализации промышленной безопасности в угледобывающей отрасли с учетом организации контроля и надзора в угольной промышленности РФ и статистики аварийности и травматизма на отраслевых предприятиях. По данным 2014 года, госконтроль в сфере промышленной безопасности в угольной индустрии проводился на 138 объектах обогащения угля, 268 разрезах и 106 шахтах. Если в 2013 году на подконтрольных предприятиях произошло 11 аварий и 63 несчастных случая с летальным исходом, то в 2014 году – уже 8 и 26 соответственно. Помимо снижения показателей «2013-2014», наблюдается уменьшенный удельный показатель «летального травматизма» 0,07 чел/млн.т.
В угольной индустрии объекты классифицированы в соответствии с четырьмя классами опасности: первый – сама угольная шахта, второй – угольная обогатительная фабрика с технологией обогащения в тяжелых средах и угольный разрез с объемом разработки горной массы не менее 1 млн.куб.м/год, третий – угольный разрез с объемом выработки горной массы от 100 тыс.куб.м до 1 млн.куб.м/год, и четвертый – угольный разрез с объемом выработки горной массы не более 100 тыс.куб.м/год.
Интересна статистика распределения предприятий угольной промышленности по классам опасности. По первому классу опасности числится 106 шахт, в т.ч. 68 – с осуществлением добычи. Второй класс – самый многочисленный: в нем зарегистрировано 189 угольных разрезов (123 объекта обогащения угля). Втрое меньше в третьем классе опасности – 54 угольных разреза (9 объектов обогащения угля). Самый малочисленный – четвертый класс опасности: 25 угольных разреза (6 объектов обогащения угля).
В выступлении были представлены сведения по добыче, аварийности и травматизму с летальным исходом в угольной индустрии, динамика объемов добычи угля, «летального травматизма» и аварийности, динамика общего числа отраслевых аварий и пожаров в период с 2004 по 2014 год и количество выявляемых нарушений, административных приостановок ведения работ и значения удельного показателя летального травматизма за период с 2008 по 2014 годы. Весьма информативны сведения о результатах совместной надзорной деятельности территориальных органов Ростехнадзора и Роструда в 2013-2014 годах. Если в 2013 году было выявлено 11496 нарушений Ростехнадзором, и 1012 – Рострудом, то в 2014 году общая тенденция – почти 9-процентное снижение: 10486 и 857 соответственно. Зато с количеством юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, ситуация различается: в 2013 году – 183 у Ростехнадзора, и 45 – у Роструда; а в 2014 году – 168 (спад на 9%) у Ростехназдзора, но 63 (рост на 40%!) – у Роструда (как шутят в самих инстанциях, «то ли выборки шибко различаются, то ли инспектора стали попридирчивее»). Тенденция сохраняется и при анализе количества должностных лиц, привлеченных к административной ответственности: в 2013 году 1267 – у Ростехнадзора, и 153 – у Роструда, и в 2014 году 1326 – у Ростехнадзора, и 169 – у Роструда. Временный запрет деятельности в 2013 году для 78 – у Ростехнадзора, и 11 – у Роструда, при 77 и 7 соответственно в 2014 году. Различна и общая сумма выписанных штрафов (тыс.руб.): в 2013 году 94768,2 – Ростехнадзором, и 2195 – Рострудом, в 2014 году 68255,5 – Ростехнадзором, и 3309 – Рострудом. Необычна еще пара строк статотчетности Ростехнадзора: к административной ответственности в 2013 году было привлечено 49 граждан (в 2014 году – всего 14), а административная приостановка деятельности в 2013 году была проведена в отношении 103 субъектов (в 2014 году – 106). Данных последних двух строк по Роструду нет, что затрудняет их комплексное сравнение по набору показателей и применяемых методик.
Влияние нормативно-правовой базы на промышленную безопасность проявляется еще и в том, что с 2011 года Ростехнадзором утверждены 37 новых документов в сфере индустриальной безопасности в угольной отрасли РФ, адаптированных к техническим средствам и передовым технологиям. В этом году Управлением по надзору в угольной промышленности запланировано разработать и утвердить ряд нормативно-правовых документов и подготовить проекты для включения в План нормотворческой деятельности Ростехнадзора в 2016 году. В 2015 году планируется ввести в действие Изменения в некоторые приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности, в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреждению загазирований», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по составлению вентиляционных планов угольных шахт», Инструкцию по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах, Положение о пылегазовом режиме на углеобогатительных фабриках (установках), Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах. В 2015 году также будут введены в действие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по предупреждению и тушению подземных эндогенных пожаров угольных шахтах», Изменения в Инструкцию по дегазации угольных шахт, утвержденную приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 года № 679, и Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по порядку действий в случае аварии на опасных производственных объектах ведения горных работ». В планах на 2016 год – Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа» и Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений. В выступлении также были представлены многофункциональные комплексы безопасности в системе управления промышленной безопасностью, данные о количестве производственных фондов эксплуатируемых по истечении нормативного срока эксплуатации и процентные соотношения стран-изготовителей горно-шахтного оборудования, применяемого в российской угольной промышленности.
В рамках научной и деловой программы форума состоялось заседание рабочей группы по реализации Соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между МЧС РФ и РАН. Также были проведены круглые столы «Совершенствование национальных стандартов в области пожарной техники», «Методы и формы проведения профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров», «Робототехника, спецтранспорт и беспилотные системы в интересах силовых структур. Перспективы развития», «Опыт построения АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации в соответствии с Едиными требованиями к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город», утвержденными Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», «Актуальные проблемы образовательной деятельности при предоставлении государственных услуг в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», «Применение огнетушащего порошка газогенерирующего воздействия в автоматических установках газопорошкового пожаротушения и пожарной технике для обеспечения пожарной безопасности объектов нефтегазовой отрасли РФ», семинары «Вопросы оснащения МЧС России современными образцами технических средств и техники, материально-технического обеспечения, внедрение инновационных образцов техники и технических средств», «Опыт и перспективы применения космических технологий для мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций», «Уроки крупных пожаров 2015», «Особенности организации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности спортивных соревнований с массовым пребыванием людей», профессиональный тестовый аудит групп личной охраны «Телохранитель 2015» и выездное заседание МКВД «Современные водолазные и подводные технологии, тенденции их развития».
Выводы и рекомендации:
Распространение на рынке контрафактной продукции, сворачивание программ модернизации и закупки отечественного оборудования наряду с моральным устареванием и изношенностью основных производственных фондов отрицательно сказывается на промышленной безопасности. Пренебрежение ее требованиями в сочетании с зависимостью от натуральных показателей, отсутствием должного технологического контроля и субъективных оценок ведения работ снижает экономический эффект импортозамещения.
Инвестиционная, информационная, промышленная, технологическая, транспортная, экологическая, экономическая, энергетическая и финансовая безопасность являются всего лишь проекциями многомерного вектора глобальной безопасности. Позиционирование «глобальной безопасности» между национальной и планетарной повышает уровень и масштабность задач по запуску в непростых условиях нового этапа развития государства, имеющего многовековую славную историю, мощную созидательную культуру, непреходящие духовные ценности и скрытый потенциал возможностей.