http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=22472503-8586-4f33-b504-81c6c9013fbf&print=1© 2024 Российская академия наук
Константин Зайцев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике
Обсуждение проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» стало противостоянием приверженцев тех или иных взглядов на положения и пути реализации этого нормативного акта.
Спектр мнений весьма широк, и потому в состав рабочей группы включены парламентарии обеих палат, представители Минприроды России, Российской академии наук, ГК «Росатом» и других ведомств. Кроме того, активное участие в работе принимают представители общественных организаций.
При подготовке ко второму чтению учтены практически все замечания, касающиеся права собственности на пункты хранения РАО, вопросов финансирования обращения с отходами, усилена обязанность производителя своевременно отчислять средства, необходимые для обеспечения полного цикла обращения, включая захоронение. В законопроекте также появились положения, регулирующие ответственность за нарушение требований в области обращения с РАО, добавлены положения, регламентирующие обращение с бесхозяйными РАО, их ввоз и ряд других. Большая и весьма кропотливая работа была проделана в отношении расширения и уточнения основных понятий и определений, устранения неточностей и т.п.
Очевидно, что проблема обращения с радиоактивными отходами – это проблема государственного масштаба. Законопроект предполагает создание единой государственной системы обращения с РАО и установление нормативных требований к этой деятельности.
Ряд вопросов, которые ставят критики этого нормативного акта, уже решены. Это касается в том числе уточнения сферы действия законопроекта, который не распространяется на отношения в области обращения с отработанным ядерным топливом. Также учтено замечание относительно того, что в законопроекте не регулируются отношения по экспорту и импорту РАО, – в его текст внесена соответствующая статья.
Как показало обсуждение законопроекта, одним из наиболее дискуссионных его положений является вопрос «закачки» жидких РАО в подземные горизонты (пласты-коллекторы). Здесь следует прокомментировать тезис оппонентов о том, что «законопроект предлагает легализовать существующие хранилища жидких и твёрдых РАО в недрах». Но, во-первых, существующие хранилища не находятся вне правового поля, эта деятельность легальна и ведётся в соответствии с требованиями безопасности, установленными федеральными нормами и правилами. И во-вторых, с учётом сложившегося общественного мнения в законопроект внесён запрет на создание подобных новых пунктов захоронения жидких РАО.
Как показала дискуссия, определённое непонимание связано со сферой компетенции Росатома и специально уполномоченных органов, а также с применением действующего природоохранного и иного законодательства. Мнение критиков закона о том, что законопроект прописан Росатомом под себя, содержит, по всей видимости, опасение, что госкорпорация сможет формировать политику обращения с РАО исходя из собственных интересов.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на ст. 2 законопроекта, где приводятся федеральные законы, регулирующие отношения в области обращения с РАО. Наряду с федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других в эту статью включён по предложению экологических организаций и Водный кодекс Российской Федерации. Также имеет смысл внимательнее посмотреть статью законопроекта, в которой указаны полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Можно привести и другие примеры, когда критика положений законопроекта связана с недостаточным знанием действующего законодательства в области радиационной безопасности и общепринятых принципов осуществления этой деятельности. Например, из определений ряда терминов предлагалось полностью исключить слова «экономически обоснованное» и «затраты», таких предложений было много. Однако такая позиция неверна, и нужно чётко понимать почему. Одним из руководящих принципов обеспечения радиационной защиты является принцип оптимизации, известный также как принцип ALARA (As Low As Reasonably Achievable), который предусматривает учёт социальных и экономических факторов. Этот принцип является одним из критериев принятия решений по минимизации вредного воздействия радиации, рекомендуемых Международной комиссией по радиологической защите и МАГАТЭ. Он также прописан в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» и успешно применяется на практике при обосновании тех или иных действий. Если же этот принцип убрать, то мы столкнёмся с ситуацией, когда будет выгодно до бесконечности раздувать затраты на те или иные мероприятия и будет действовать принцип «чем дороже – тем лучше».
В целом же хотелось бы призвать наших оппонентов не растягивать обсуждение законопроекта до бесконечности. Так как радиация должна быть подконтрольна, в том числе и через своевременные и выверенные нормативы.