Дальний Восток, да и Сибирь остаются для России регионами, хоть и своими, так сказать, российскими, но чрезвычайно дальними и проблемными. Все понимают, что их необходимо развивать. Все понимают, что недопустимо богатейшие природные ресурсы использовать столь нерачительно, как сегодня. Но как изменить ситуацию, по-моему, мало кто понимает.
Заместитель директора Института Дальнего Востока Российской Академии наук Андрей Островский – желанная персона в студии «Радио России».
В последнее время оживлённо обсуждается идея создания суперкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири. Кстати, в недавно сформированном правительстве даже появилось новое министерское кресло, которое занял полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, бывший губернатор Хабаровского края.
Как Вы считаете, это назначение можно считать первым шагом к созданию этой госкорпорации?
Андрей Островский: У меня другое мнение. Я думаю, корпорации не будет. Создали министерство по делам Дальнего Востока, которое будет заниматься организацией работ на огромном пространстве Российской Федерации. Можно сказать, что в некотором роде ущемили полномочия Министерства регионального развития – потому что эта огромная территория Дальнего Востока, Восточной Сибири и Забайкалья попала под руководство Виктора Ивановича Ишаева, который будет заниматься Дальним Востоком. Но если говорить с точки зрения позиции нашего института, то создавать какую-то структуру, конечно, давно надо было. В советское время у нас было Министерство по делам Дальнего Востока и Крайнего Севера. И работало. И люди приезжали. И работы там проводились. А после этого считалось, что рынок нам поможет. Однако в результате прихода к рынку выяснилось, что инфраструктуру на Дальнем Востоке строить никто не будет! Предприниматели не потянут такие расходы, как строительство портов, железных дорог, строительство аэродромов. Или, например, строительство мостов через реки Амур и Уссури. Этим должно заниматься государство. Инвестор пойдёт на Дальний Восток только тогда, когда почувствует, что у государства есть заинтересованность. А почувствует он это в тот момент, когда государство начнёт вкладывать деньги в инфраструктуру.
То есть создание этого министерства можно считать шагом вперёд?
Андрей Островский: Да. Этот вопрос давно назрел. И, наконец, где-то через 20 лет с 1991 года создали структуру, которая будет заниматься Дальним Востоком. Многие говорят, зачем оно нужно – лишняя надстройка. Но как показывает практика, рынок пока что-то не может решить проблем Дальнего Востока.
За 20 лет рынок там ничего не решил!
Оппоненты идеи корпорации, а может быть, и министерства, как раз и говорят, что если ресурсы рентабельны и востребованы на рынке, то их будут разрабатывать и добывать без всякой корпорации и без всякого министерства.
Андрей Островский: Ресурсы востребованы на рынке. Например, редкоземельные металлы, цветные металлы. Но для этого нужен, во-первых, транспорт, вода, электричество – для того, чтобы этот самый ресурс разработать, вывезти в порт и затем кому-то продать. В настоящее время мощность всех портов на Дальнем Востоке по всей береговой линии от Находки до Магадана меньше, чем пропускная способность одного китайского порта Далянь, который отнюдь не занимает первое место по грузообороту. Такая же ситуация с корейским портом Пусан или с японским портом Йокогама и т.д. Так что в этой ситуации государство должно включаться.
Возьмём опыт других стран. Ту же Канаду. У них есть министерство по делам Северных территорий. Там же в Северных территориях лютый холод, где нужно создавать инфраструктуру. Поэтому ещё в 80-е годы создали они министерство. И так во многих странах. В Бразилии есть министерство по делам тропических территорий. То есть территорий, которые трудноосваиваемые – там требуются огромные затраты на инфраструктуру. И должна создаваться для этого специальная государственная структура.