http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=229b2c35-5ce8-44ef-8d4c-9c34a85e461a&print=1© 2024 Российская академия наук
МЕНЬШЕ всего прошедшая недавно в Минске международная научно-практическая конференция "Проблемы изучения культурных связей в этноконтактных зонах в славянском мире", организованная Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы Национальной академии наук Беларуси, напоминала закрытое собрание избранных и посвященных. На пленарное заседание преподаватели приводили школьников, на выступлениях по кафедрам присутствовали студенты белорусских вузов и магистранты. Для молодых людей эти "лекции" были весьма познавательными: результаты совместных исследований, о которых рассказывали ученые, не найти ни в одном учебнике
Скажем, ученые Сибирского отделения Российской академии наук в сотрудничестве с коллегами из Института искусствоведения, этнографии и фольклора им.К.Крапивы - пионеры в изучении трансформации этнической культуры белорусских переселенцев в Сибири. В томе "Белорусы" этой теме до сих пор отводилось лишь полстранички
- Вопрос нуждается в самом глубоком изучении, - рассказывает Елена Фурсова, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. - С одной стороны, стремление белорусов поддерживать свою идентичность и культуру способствует сохранению в Сибири наиболее архаичных традиций. А с другой - интересен опыт взаимодействия славянских народов, которые передавали и заимствовали друг у друга земледельческие и плодоводческие навыки. Происходило взаимодополнение культур. И у нас есть возможность зафиксировать земледельческий календарь в наиболее полном и многогранном виде.
- А как выглядит сегодня этнографическая "карта" Сибири?
- Новосибирская область представляет собой Россию в миниатюре, бывший Советский Союз: на северо-западе проживают белорусы, на юго-западе - украинцы. В тамошних степях выходцы из Беларуси заселили территорию ближе к Васюганским болотам. Есть их компактные поселения в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - более поздние, образованные нефтяниками. Больше всего в нашем крае проживает потомков так называемых столыпинских переселенцев родом из Могилевской, Витебской, Гродненской, Виленской губерний. Хотя отмечен и более ранний период миграции: вторая половина - конец XIX века. Сменили место жительства не только белорусы, но и русские старообрядцы. Их идентифицировать сложнее всего. Старообрядцы так называемого Васюганья три века прожили в Беларуси, но по культуре они представляют собой севернорусских. Когда приехали в Сибирь, называть их стали на местный лад кержаками
- Не так давно вы отмечали десятилетие белорусской национальной культурной автономии...
- Да, и я привезла с собой фильм, пусть коллеги посмотрят. Юбилей стал ярким праздником с народными гуляньями, белорусскими песнями и танцами. Причем артисты выступали в национальных костюмах. Участвовала и молодежь. По большому счету, важно ведь не то, кем люди записаны в паспорте, важно их стремление узнать свою культуру. С белорусской стороны проект курирует Александр Титовец, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела культуры славянских народов ИИЭФ НАНБ. По его словам, сотрудники академий плодотворно работают, обмениваются материалами. К изданию ими подготовлен том "Белорусская свадьба переселенцев", который, вероятно, будет напечатан в серии "Памятники истории и культуры народов Сибири". Монография на тему "Ареально-локальные традиции в этнографии и фольклоре восточнославянских народов. Трансформация традиционной культуры белорусских переселенцев в Сибири" появится в следующем году. Важным шагом в научных разработках, считает ученый, должно стать и проведение крупной научной конференции на тему "Белорусская деревня в славянском и евроазиатском пространстве". Это позволило бы осмыслить сам феномен белорусской деревни, охарактеризовать пути и перспективы ее развития. Доклады на конференции представили 18 ученых Российской Федерации
Идентичность - это и осознание того, кем молодые люди себя считают, и понимание Родины, и языковая ситуация. Показательно, что каждый девятый старшеклассник из Беларуси и каждый десятый из России не видит никаких отличий между русскими и белорусами. Большинство считает, что отличить соседние народы можно по речи, точнее, по акценту. Половина опрошенных нами белорусов пограничья призналась, что дома разговаривает на смешанном языке, проще говоря, на "трасянке". Старшее поколение, жившее еще при Советском Союзе, до сих пор ощущает себя частью единого культурного пространства. Молодежь к России относится прекрасно, поддерживает интеграционные процессы, в первую очередь экономические и таможенные, однако все-таки хочет жить в своей стране
Были представлены и другие совместные работы ученых Союзного государства, представляющие большой интерес для изучения и понимания историко-культурных связей славянских народов.