http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=22a9e174-ea46-4a7e-8922-8639e5acdd9e&print=1
© 2024 Российская академия наук

Знаю как, но не скажу

10.11.2007

Источник: STRF, Александра Иванова

Почему российские учёные не торопятся создавать инновации и извлекать прибыль из ноу-хау?

В течение трёх дней обсуждали вопросы инновационной деятельности академических учреждений участники конференции «Инновации РАН—2007», проходившей в Черноголовке в первой декаде ноября. Однако уже к концу первого дня стало ясно: говорить об успехах в этом деле преждевременно

Предъявите права

Борис Симонов: «Мы получили всего 300 заявок в области нанотехнологий. На сегодняшний день у нас нет ни одного ”нанопатента”, хотя в мире их зарегистрировано уже около 10 тысяч, и две тысячи имеют правовую охрану на территории РФ» По мнению представителей академического сектора, одна из главных причин, тормозящих процесс перехода науки на инновационный путь развития, состоит в том, что согласно действующему законодательству бюджетные организации, к которым относятся и институты РАН, не имеют права создавать малые предприятия для коммерциализации научных разработок. Не отрегулирован процесс создания технопарков, а бизнес-инкубаторы, которые сегодня активно поддерживаются в рамках программ МЭРТ, — структуры перспективные, но пока слишком далёкие от РАН.

С академической дотошностью обсуждали участники встречи и другие проблемы, препятствующие созданию «инновационного пояса», анализировали причины, не позволяющие академии стать бесперебойным поставщиком инноваций в стране. Попутно дискутировали об инновационных технологиях внутри самой науки, о патентных поисках и оценке рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности, о динамике численности научных кадров, о статусе и функциях фундаментальной науки в условиях перехода к экономике, базирующейся на знаниях. Обсуждение сопутствующих инновационному процессу обстоятельств (а не собственно инновационной деятельности) в итоге и стало главной темой встречи представителей академической общественности.

И всё же, несмотря на нерешённость многих вопросов, на ниве отечественных инноваций кое-что происходит. На конференции в Черноголовке приводились факты в подтверждение того, что процесс худо-бедно пошёл.

Так, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Борис Симонов сообщил, что за последние годы в России на 70% возросло количество заявок на патенты. Если в прошлом году Роспатент зарегистрировал 110 тысяч заявок, то только за девять месяцев текущего года их число превысило 85 тысяч. Правда, в это количество входят и патенты иностранных заявителей — их, по оценкам Бориса Симонова, примерно 30-40 тысяч. Увеличился и срок «патентного покрытия» (время, в течение которого охраняются права разработчиков на территории РФ). Если прежде в большинстве случаев он составлял три-пять лет, то теперь заявители предпочитают регистрировать патент на пять-семь лет. Это, по мнению Бориса Симонова, свидетельствует о наметившейся положительной тенденции и оптимистических ожиданиях патентодержателей, среди которых немало учёных.

В то же время глава Роспатента отметил, что не оправдываются надежды, связанные с президентской инициативой по нанотехнологиям: несмотря на колоссальные государственные инвестиции в это направление, здесь пока не видно значительных сдвигов. «Мы получили всего 300 заявок в области нанотехнологий. На сегодняшний день у нас нет ни одного ”нанопатента”, хотя в мире их зарегистрировано уже около 10 тысяч, и две тысячи имеют правовую охрану на территории РФ».

Объяснить этот феномен попытался председатель Совета директоров институтов РАН, директор Института проблем химической физики (ИПХФ) РАН, в стенах которого проходила Александр Берестов: «До тех пор, пока предприятия получают прибыль без применения инноваций, все разговоры об инновационном развитии экономики бесполезны» конференция, академик Сергей Алдошин. По его словам, всё дело в том, что на оформление международных патентов у научных организаций денег нет, а российские не дают гарантии, что изобретение не будет скопировано и впоследствии запатентовано за рубежом. Поэтому учёные предпочитают ждать заказов на серийное производство и лишь потом оформлять патент. С ноу-хау вообще отдельная песня. «Если у тебя есть ноу-хау, лучше об этом помалкивать, иначе обязательно украдут», — звучали из зала реплики опытных в этих вопросах учёных.

Будет ли прибыль от инноваций?

Согласно оценке главы Роспатента Бориса Симонова, «вклад интеллектуальной собственности в ВВП страны составляет всего 9,9 миллиардов рублей, что до обидного мало для государства с такой мощной научной системой», и что даёт основание говорить о низкой эффективности научных учреждений, в том числе академического сектора, а также о том, что «инновационная среда в России практически отсутствует».

Заместитель начальника Управления по технико-внедренческим зонам РосОЭЗ Александр Берестов со своим коллегой по госслужбе не согласился, поскольку одна из задач его ведомства как раз и состоит в организации в стране инновационной среды. Как известно, хорошую возможность для развития инноваций представляют особые экономические зоны (ОЭЗ). Александр Берестов рассказал о ходе создания ОЭЗ технико-внедренческого типа, а также налоговых, таможенных и административных преференциях для их резидентов.

Как известно, в России выделено 13 особых экономических зон. Четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа созданы в Москве (Зеленоград), Дубне, Томске и Санкт-Петербурге, на их развитие из бюджета РФ до конца 2010 года поступит 40 миллиардов рублей. Эти средства могут быть потрачены в том числе и на создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Впрочем, количество резидентов в четырёх технико-внедренческих ОЭЗ пока невелико: их всего 44. Да и самих ОЭЗ на такую большую страну слишком мало. Для сравнения: в Китае их действует около 200, в США — более 200.

Одной из основных причин, из-за которых научно-технический потенциал страны не востребован в полной мере, Александр Берестов считает отсутствие необходимой мотивации у представителей бизнеса: «До тех пор, пока предприятия получают прибыль без применения инноваций, все разговоры об инновационном развитии экономики бесполезны».

Леопольд Леонтьев: Необходимо разработать инновационную стратегию РАН до 2012 года, провести инвентаризацию и аудит разработок академических институтов Директор Института металлургии УрО РАН (Екатеринбург), директор Агентства по управлению имуществом Российской академии наук, академик РАН Леопольд Леонтьев предложил целый перечень неотложных мер, которые могли бы направить инновационный процесс с участием представителей академического сообщества в нужное русло. Прежде всего, на его взгляд, необходимо разработать инновационную стратегию РАН до 2012 года, провести инвентаризацию и аудит разработок институтов, организовать сетевое взаимодействие между инфраструктурными инновационными организациями и подразделениями академии, содействовать формированию целевых заказов по участию РАН в региональных и национальных проектах. Не менее важно, по его словам, внести изменения в законодательство РФ в частях, касающихся участия РАН в предпринимательской деятельности, предоставления площадей на льготных условиях для инновационных фирм, передачи в институты материальных и финансовых активов от предприятий, поддержки научно-производственных фирм, внедряющих инновационные разработки.

Сам Леопольд Леонтьев с проблемами инновационной сферы знаком не понаслышке. Много лет он руководит Инновационно-технологическим центром «Академический», созданным на базе Института металлургии УрО РАН, параллельно изучает опыт зарубежных стран по ведению наукоёмкого бизнеса. «Инвестиции в инновации во всех развитых странах на 100% освобождены от налогов, — рассказывает академик Леонтьев. — В Европе, Китае в инновации вкладываются огромные бюджетные средства, поэтому и результаты там впечатляют».

Впрочем, ИТЦ «Академический» тоже есть чем гордиться. Сегодня в нём успешно функционируют 14 малых предприятий. По оценке Леопольда Леонтьева, каждый работающий в ИТЦ «Академический» сотрудник вырабатывает наукоёмкой продукции в среднем на 30 000 долларов в год. На вопрос, как же удаётся «дочке» Института металлургии УрО РАН реализовывать инновационную программу, если законодательной базы для этого практически нет, Леопольд Леонтьев смущённо вздохнул: «Часто приходится действовать вопреки…».

Поддержанным верить?

Коллега Леопольда Леонтьева директор ИТЦ РАН «Черноголовка», академик Вячеслав Бузник состояние инновационного процесса в академических институтах знает лучше других, поскольку является экспертом программы президиума РАН «Поддержка инноваций». Он привёл впечатляющие цифры: в 2005—2007 годы по этой программе поддержано 222 проекта 150 научных организаций РАН из 32 городов центральной части РФ, с объёмом финансирования 217 миллионов 885 тысяч рублей. Однако в ответ на просьбу привести хотя бы несколько примеров удачных инноваций, Вячеслав Бузник сразу предупредил: «Мы планировали, что эта программа будет своего рода предварительным этапом перед выходом разработок на программу ”Старт” Фонда Бортника, Вячеслав Бузник: «Результаты программы президиума РАН “Поддержка инноваций” оказались скомканы и ярких примеров осуществлённых инноваций не так много» рамках которой организуются малые предприятия и проводится инновационная деятельность. Но в 2004 году появились юридические препоны, которые всю ситуацию застопорили. В итоге первоначальный магистральный план осуществить не удалось, результаты программы ”Поддержка инноваций” оказались скомканы и ярких примеров осуществлённых инноваций не так много».

И всё же Вячеслав Бузник выделил наиболее удачные, на его взгляд, проекты, реализованные в рамках этой программы. В Физико-техническом центре ФИАН в Протвино группой учёных под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Балакина разработано оборудование для лучевой терапии онкологических заболеваний. Ещё один достойный внимания проект под сложным названием «Разработка высокоэффективных антибактериальных композиций на основе солей биспиридинийалканов» осуществлён в Институте проблем химической физики РАН и сводится к производству новых препаратов для санитарных целей.

Подробно остановившись на программе президиума РАН, Вячеслав Бузник отметил также, что академические инновационные исследования поддерживаются и по линии РФФИ (в рамках конкурсов ориентированных и целевых фундаментальных исследований в течение 2005—2007 годов выдано 529 грантов), и Фондом Бортника (в 2001—2006 годах только по соглашению с РАН им поддержано 199 проектов общей стоимостью 330,7 миллионов рублей). Академик Бузник подробно описал, как распределяются гранты этих фондов по областям знаний и организациям РАН, однако никаких ярких примеров их успешного использования за исключением давно «раскрученного» атомно-силового микроскопа, выпуск которого осуществляет компания NT-MDT Виктора Быкова, в его выступлении опять-таки не прозвучало.

После Вячеслава Бузника на трибуну конференц-зала ИПХФ РАН поднимались ещё многие представители академического сообщества, в том числе и те, кто по роду своей деятельности занимается статистикой науки и располагает довольно интересными цифрами. К сожалению, и среди них никто не подсчитал отдачу от тех немногочисленных инноваций, которыми сегодня может похвастаться Российская академия наук. Видимо, не считают этот вопрос актуальным…