ИСКУШЕНИЕ "ВЕРОЮ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС"

25.01.2006

Источник: Красная звезда, Ирина Силуянова

Мнения ученых-генетиков относительно технологической возможности клонирования человека сегодня не совпадают

23 февраля 1997 года на свет появилось первое в мире искусственное млекопитающее - овца Долли. За технологией, с помощью которой она была создана, закрепилось название "клонирование".

Само слово "клон" греческого происхождения и в буквальном переводе означает "отросток". Большая медицинская энциклопедия определяет: "Клон - совокупность клеток, возникших в результате вегетативного размножения одной исходной клетки". Классическим примером вегетативного размножения является размножение амебы, клетка которой делится, а каждая из двух образовавшихся делится вновь, образуя четыре, и так далее. В основе методики клонирования лежит модель размножения простейших организмов по типу "деление", при котором внутри клетки происходит деление генетического материала, а потом и самой клетки, что дает начало одинаковым "дочерним" клеткам, или генетически идентичным клеткам, совокупность которых биологи назвали "клоном".

Современная культура с понятием "клонирование" связывает технологию размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи. Уникальная способность сохранения генетической идентичности при данном типе размножения составляет ее принципиальное отличие от других форм и методов искусственного размножения. Например, если с помощью искусственного оплодотворения in vitro осуществляется борьба за возможность возникновения жизни, то клонирование призвано "бороться" за возможность возникновения жизни с определенными качественными параметрами. Например, с параметрами тканевой совместимости "клона-донора" и "реципиента".

Мнения ученых-генетиков относительно технологической возможности клонирования человека сегодня не совпадают. К известному американскому профессору Р. Сиду, заявившему, что он готов приступить к опытам по клонированию человека, 6 марта 1998 года присоединились и российские академики Л. Эрнст и И. Кузнецов, которые на пресс-конференции в Государственной Думе заявили о технологической возможности клонирования человека. В то же время профессор В. Тарантул, заместитель директора Института молекулярной генетики РАН, ставит под сомнение "чистоту" эксперимента Я. Вильмута - создателя овцы Долли, так как данный опыт, приведший к успеху лишь после 277 попыток, воспроизвести невозможно и "в настоящий момент в мире, кроме этой овцы, никаких клонированных из взрослых клеток животных нет. Возможно, эксперимент оказался удачным совершенно случайно". Сам факт низкой результативности опытов Я. Вильмута - 277: 1 - свидетельствует для многих ученых лишь о невозможности клонирования позвоночных из дифференцированных клеток взрослых животных. Не выдерживает научно-методической критики и отсутствие серии экспериментов, наличие которой является первым необходимым и достаточным основанием признания открытия научным сообществом, представители которого со своей стороны должны подтвердить данные исследования своей серией экспериментов, выполненных по методике, предоставленной им автором открытия.

Клонирование как технология по сути является достижением не столько науки, сколько научно-технического прогресса. "Разве это не одно и то же - наука и научно-технический прогресс? " - с полным основанием можно задать вопрос. В ответе на него и заключается сущность первого искушения клонированием.

Наука - это труд человеческого разума, стремящегося познать то, что его окружает и с чем связана его жизнь. "Христианство рассматривает науку как необходимый инструмент познания жизни". На протяжении 19 веков человек, развивая и совершенствуя свой разум как поистине божественную способность, пытался понять мир в согласии с духовно-нравственным законом, в согласии с чувством ответственности, совести и любви, различая добро и зло. К началу XX века, питаясь мощным энергетическим потенциалом христианских ценностей святости жизни, милосердия, делания добра, наука, в частности медико-биологическое знание, позволяет ликвидировать многие постоянно угрожающие человечеству факторы риска - эпидемии, инфекционные заболевания. Наука прошла громадный путь и разгадала множество тайн. То, что было непостижимым, становилось доступным человеческому разуму. Достижения медицинской науки помогли уменьшить детскую смертность, исцелять болезни.

Но в XX веке значительные успехи науки, достигнутые за двадцать веков истории европейской культуры, вводят человека в искушение "житейской гордостью", которое в современной цивилизации, бесспорно, с особой силой и откровенностью проявляет себя в культе разума - разума, естественно, ветхого человека, то есть разума, являющегося рабом своих страстей (похотей). Этот разум провозглашается миром высшей инстанцией в решении всех проблем человеческих. Он требует подчинения себе всех сторон духовной жизни. "Это противоречит истине! " - вот что было главным аргументом вплоть до XX века, когда понятие истины соединяло в себе жизнь в смысле ее возможности, путь в смысле нравственных принципов Евангелия, и Творца - "...Я семь путь и истина, и жизнь..." (Ин 14, 6). "Это ненаучно! " - стало главным аргументом в XX веке, оставляя на обочине прогресса и "Путь и Истину и Жизнь". Научно-технический прогресс - это служение человека идолу "разума", провозгласившего себя всем, что человека окружает ("все действительное разумно, а все разумное действительно"), и всем, с чем связана его жизнь ("я мыслю, следовательно, я существую").

Ю. Крелин, хирург-писатель, категоричен и, к сожалению, типичен в своей категоричности: "Я - за клонирование". Он оценивает клонирование как "выдающееся достижение разума. Лишь радуюсь, что человечество достигло очередного рубежа постижения природы".

Вера в научно-технический прогресс означает принятие и восхищение любым достижением разума. Даже в христианское богословие проникает культ разума в виде суждений типа: "Любые достижения науки лишь прославляют Творца нашего разума".

Православие признает, что мир един и создан Единым Богом Творцом Вседержителем. Это является основанием допущения, что истины веры и конечные выводы науки не должны противоречить друг другу. Но это "идеальное" допущение не должно заслонять факта постоянной временности, условности "конечных", точнее, последних на сегодня выводов науки. Если мы безоглядно примем клонирование как достижение научно-технического прогресса, не попадем ли мы в ловушку принятия и приспособления к вере последних научных теорий? Наука, как всегда, будет развиваться и менять свои выводы, и в результате окажется, что те, кто принимал последние достижения за истину и приспосабливался к ней, были на ложном пути, как, например, "верующие эволюционисты".



©РАН 2024